Церковь Рождества Христова строилась на месте древнего деревянного храма (в стенах которого в 1609 году ярославцы скрывали от поляков чудотворную икону Казанской Божией Матери) на средства прихожан «гостей государевой сотни», видных участников земского ополчения Минина и Пожарского 1612 года. Церковь - вторая из сохранившихся каменных церквей Ярославского посада.
Ансамбль, который создавался постепенно, ныне состоит из холодного храма с приделами и отдельно стоящей колокольни. Важная особенность – при строительстве использовались необычные и даже уникальные приемы, которые больше не встречаются в ярославском зодчестве: ансамбль церкви Рождества Христова по композиции и декору стал новым этапом в развитии искусства храмовой архитектуры Ярославля.
Церковь начали строить в 1636 году братья Назарьевы. Первоначально планировалось, что это будет четырехстолпный пятиглавый храм на подклете, окруженный с трех сторон двухъярусными галереями. Братья Назарьевы не успели закончить работу. После их смерти строительство перешло в руки сыновей Гурия Назарьева - Михаила, Андрея и Ивана, которые и закончили храм в 1644 году. Занявшись строительством, они внесли в первоначальную идею существенные изменения, прежде всего, в части увеличения размеров храма.
В 50-е гг. XVII века над воротами ограды возвели шатровую церковь-колокольню - уникальный памятник, не имеющий аналогов в русской архитектуре. Ее высота - 38,34 м. Колокольня прямоугольная в плане, от земли поднимается массивный четверик, во втором ярусе которого расположена небольшая церковь Гурия, Самона и Авива.
Одна из башен ансамбля была предназначена для часового механизма со специальной шахтой для гирь, в другой была лестница на колокольню. До начала ХХ века на звоннице было восемь колоколов, самый большой из которых весил около ста пудов. Старейшие колокола относились к первой половине XVII века и были отлиты на заказ в Голландии.
Самым необычным было украшение фасадов здания изразцовой храмозданной надписью. Этот прием вообще редко встречается в русском каменном зодчестве предыдущего времени, а здесь он еще и сочетается с уникальным текстом. Обычно упоминаются имена светских и духовных властителей, в правление которых церковь построена и освящена. Но Гурьевы осмелились вписать сюда свои имена.
Источник фотографий: Russia.Travel
Церковь Рождества Христова строилась на месте древнего деревянного храма (в стенах которого в 1609 году ярославцы скрывали от поляков чудотворную икону Казанской Божией Матери) на средства прихожан «гостей государевой сотни», видных участников земского ополчения Минина и Пожарского 1612 года. Церковь - вторая из сохранившихся каменных церквей Ярославского посада.
Ансамбль, который создавался постепенно, ныне состоит из холодного храма с приделами и отдельно стоящей колокольни. Важная особенность – при строительстве использовались необычные и даже уникальные приемы, которые больше не встречаются в ярославском зодчестве: ансамбль церкви Рождества Христова по композиции и декору стал новым этапом в развитии искусства храмовой архитектуры Ярославля.
Церковь начали строить в 1636 году братья Назарьевы. Первоначально планировалось, что это будет четырехстолпный пятиглавый храм на подклете, окруженный с трех сторон двухъярусными галереями. Братья Назарьевы не успели закончить работу. После их смерти строительство перешло в руки сыновей Гурия Назарьева - Михаила, Андрея и Ивана, которые и закончили храм в 1644 году. Занявшись строительством, они внесли в первоначальную идею существенные изменения, прежде всего, в части увеличения размеров храма.
В 50-е гг. XVII века над воротами ограды возвели шатровую церковь-колокольню - уникальный памятник, не имеющий аналогов в русской архитектуре. Ее высота - 38,34 м. Колокольня прямоугольная в плане, от земли поднимается массивный четверик, во втором ярусе которого расположена небольшая церковь Гурия, Самона и Авива.
Одна из башен ансамбля была предназначена для часового механизма со специальной шахтой для гирь, в другой была лестница на колокольню. До начала ХХ века на звоннице было восемь колоколов, самый большой из которых весил около ста пудов. Старейшие колокола относились к первой половине XVII века и были отлиты на заказ в Голландии.
Самым необычным было украшение фасадов здания изразцовой храмозданной надписью. Этот прием вообще редко встречается в русском каменном зодчестве предыдущего времени, а здесь он еще и сочетается с уникальным текстом. Обычно упоминаются имена светских и духовных властителей, в правление которых церковь построена и освящена. Но Гурьевы осмелились вписать сюда свои имена.
Источник фотографий: Russia.Travel