Строительство продолжалось несколько десятилетий, над комплексом трудились зодчие нескольких поколений, которые создали гармоничный, цельный и законченный ансамбль, в котором каждый памятник идеально дополняет другой.
Первой в 1649-1654 годах по заказу богатых посадских людей Федора и Ивана Неждановских построили летнюю церковь Иоанна Златоуста. Композиция – традиционная для ярославского посадского зодчества: четырехстолпный пятиглавый храм, окруженный галереями и приделами. Но в эту традиционность строители внесли новшества: колокольня и зимний придел выделены в отдельно стоящие сооружения, благодаря чему создана неожиданная симметричная композиция.
Следующее поколение зодчих добавило памятнику еще больше особенностей. В 1680-х для лучшего освещения прорубили широкие окна, окаймив их наличниками. Из них особенно выделяется изразцовый наличник на окне центральной апсиды алтаря, как будто контрастное пятно на фоне кирпичной стены. Наличник, как и весь декор восточного фасада, выполнен с расчетом на дальнее восприятие с реки. Расписан он был позднее, в 1730-х годах, артелью ярославских мастеров под руководством знаменитого в то время мастера-иконописца «особо высокой квалификации» Алексея Иванова Соплякова.
Вторым в ансамбле в 1669 году построен храм Владимирской иконы Божией Матери. Чтобы не нарушать гармонии, формы и размеры церкви были скопированы с церкви Иоанна Златоуста. Получилась теперь уже двойная симметричная композиция. Храм таких размеров отапливать было непросто, поэтому церковь разделили на два этажа: в нижнем проводились службы, верхний использовался как чердачное помещение. С запада к церкви пристроили традиционную при теплых церквах трапезную.
В 1680-е годы сооружена шатровая колокольня. Расположенная на равном расстоянии от обоих храмов, она связала их воедино. Эта колокольня за свою высоту и изящность прозванная «ярославской свечой», считается одной из самых стройных в России. Она и стала в итоге композиционным центром комплекса. На колокольне были установлены колокола, отлитые в Сибири на заводе Демидова. Самый большой весил двести пудов.
На рубеже XVII – XVIII вв. на одной оси с колокольней были построены Святые ворота. Они стали еще одним связующим звеном храмового ансамбля. Оформлены в стиле «нарышкинского барокко», четверик с высоким арочным проездом увенчан двумя ярусами восьмериков с главкой. Ворота украшены типичным резным кирпичным декором и изразцами. Подчеркнуто приниженная ограда со стороны Волги еще больше усиливает грандиозность всего ансамбля.
Храмовый комплекс дошел до современников в относительно хорошей сохранности, которой он в большой мере обязан своей удаленностью от центра города. Он был не на глазах любителей перестроек в стиле церковного благолепия, мимо него летели снаряды белогвардейского восстания 1918 года.
Церковь Иоанна Златоуста в Коровниках была закрыта в 1935 году, в ней находился склад. В 1992 году ее передали Русской Старообрядческой Церкви.
http://tourism.yarregion.ru
Источник фотографий: Russia.Travel
Строительство продолжалось несколько десятилетий, над комплексом трудились зодчие нескольких поколений, которые создали гармоничный, цельный и законченный ансамбль, в котором каждый памятник идеально дополняет другой.
Первой в 1649-1654 годах по заказу богатых посадских людей Федора и Ивана Неждановских построили летнюю церковь Иоанна Златоуста. Композиция – традиционная для ярославского посадского зодчества: четырехстолпный пятиглавый храм, окруженный галереями и приделами. Но в эту традиционность строители внесли новшества: колокольня и зимний придел выделены в отдельно стоящие сооружения, благодаря чему создана неожиданная симметричная композиция.
Следующее поколение зодчих добавило памятнику еще больше особенностей. В 1680-х для лучшего освещения прорубили широкие окна, окаймив их наличниками. Из них особенно выделяется изразцовый наличник на окне центральной апсиды алтаря, как будто контрастное пятно на фоне кирпичной стены. Наличник, как и весь декор восточного фасада, выполнен с расчетом на дальнее восприятие с реки. Расписан он был позднее, в 1730-х годах, артелью ярославских мастеров под руководством знаменитого в то время мастера-иконописца «особо высокой квалификации» Алексея Иванова Соплякова.
Вторым в ансамбле в 1669 году построен храм Владимирской иконы Божией Матери. Чтобы не нарушать гармонии, формы и размеры церкви были скопированы с церкви Иоанна Златоуста. Получилась теперь уже двойная симметричная композиция. Храм таких размеров отапливать было непросто, поэтому церковь разделили на два этажа: в нижнем проводились службы, верхний использовался как чердачное помещение. С запада к церкви пристроили традиционную при теплых церквах трапезную.
В 1680-е годы сооружена шатровая колокольня. Расположенная на равном расстоянии от обоих храмов, она связала их воедино. Эта колокольня за свою высоту и изящность прозванная «ярославской свечой», считается одной из самых стройных в России. Она и стала в итоге композиционным центром комплекса. На колокольне были установлены колокола, отлитые в Сибири на заводе Демидова. Самый большой весил двести пудов.
На рубеже XVII – XVIII вв. на одной оси с колокольней были построены Святые ворота. Они стали еще одним связующим звеном храмового ансамбля. Оформлены в стиле «нарышкинского барокко», четверик с высоким арочным проездом увенчан двумя ярусами восьмериков с главкой. Ворота украшены типичным резным кирпичным декором и изразцами. Подчеркнуто приниженная ограда со стороны Волги еще больше усиливает грандиозность всего ансамбля.
Храмовый комплекс дошел до современников в относительно хорошей сохранности, которой он в большой мере обязан своей удаленностью от центра города. Он был не на глазах любителей перестроек в стиле церковного благолепия, мимо него летели снаряды белогвардейского восстания 1918 года.
Церковь Иоанна Златоуста в Коровниках была закрыта в 1935 году, в ней находился склад. В 1992 году ее передали Русской Старообрядческой Церкви.
http://tourism.yarregion.ru
Источник фотографий: Russia.Travel