Обработка дерева относится к самым древним промыслам адыгов. Об этом свидетельствуют археологические материалы.
Край, который заселяли адыги, был богат лесами. Поэтому естественно, что дерево нашло широкое применение в их быту.
Адыги широко употребляли дерево для производства посуды, утвари и мебели. Посуду делали в основном из твердых пород. Изготовлялись чаши круглой формы с небольшим плоским дном с одной и двумя ручками. Чаши отличались изящным видом, их украшали красивой художественной резьбой.
Изготовлялись также деревянные ковши с красивыми орнаментами, ложки, блюда, тарелки, подносы, фляги, ведра, мешалки для приготовления пасты (каши), скалки и половники.
Среди домашней утвари значительное место занимали деревянные корыта для приготовления теста, лохани, тазы, маслобойка, ступки для толчения соли и чеснока, рубели — приспособления для катания белья, папки с резьбой для хранения рисунков, дощечки с вырезом для наматывания готовых галунов и сутажей с орнаментами, корзиночки для приготовления сыра.
Значительное место в деревообделочном промысле занимало и производство мебели. Адыгские мастера с большим мастерством изготовляли низенькие круглые трехногие столики, которые одновременно служили и столом, и подносом. Они имели самое широкое распространение в быту адыгов, ни одна семья не обходилась без них.
Столики вытачивали на токарном станке из карагача, реже — из бука и ясеня. Ножки и перекладины столиков делали фигурными. Столики были весьма изящны. К ним изготовлялись трехногие скамеечки с выточенными ножками. На них и на столики был тоже большой спрос.
Широкое распространение в быту адыгов имели деревянные люльки, которые изготовлялись с большим искусством. Их делали с фигурными ножками и художественной резьбой. Украшения на люльках бывали различные.
Характерной чертой адыгской резьбы по дереву являются выразительные орнаменты, строго соответствующие характеру декорируемого изделия, подчеркивающие красоту, формы материала, художественного образа. Красота и простота композиций, разнообразие орнаментальных ритмов, богатство пластики — ценное творческое наследие, получившее дальнейшее развитие в современном декоративном искусстве адыгов.
В произведениях Рамазана Хуажева проявляется трепетное отношение к дереву как к живому организму, которому присуща теплота и холодность, мягкость и жесткость, крепость и хрупкость.
Мастер находит новые фактуры, оригинальные формы выражения народности и художественности, используя разные технические приемы, будь то резьба, инкрустация или насечка на декоративных орнаментальных тарелках, тематических панно, предметах быта и кухонной утвари.
Резьбой по дереву, изготовлением предметов обихода, традиционных и очень востребованных сегодня кушъэ (детских люлек), 1анэ (столик на трех ножках) занимаются: Айдамир Патоков, Руслан Костоков, Нурбий Тешев, Вячеслав Уджуху, Ахмед Тлишев, Аслан Негуч. Каждый из них прекрасно владеет традиционным орнаментальным языком и секретами древних мастеров.
К художественной обработке дерева также относятся предметы, сделанные из ореха.
В быту адыгов предметы, изготовленные из ореха, занимают важное место, их продолжают делать, хотя круг их сузился по сравнению с прошлым.
Свое символическое назначение имели плоды орехового дерева. Орехи упоминались в формулах благопожелания в обрядах детского и брачно-свадебного циклов.
Ореховая палка именовалась «хьатыек1о бэщ» — палка хатияко, распорядителя торжеств, на свадьбе его распознавали по этому предмету. Сама же палка представляет собой жезл, как «къолжэ бэщ» (сельская палка), атрибут старосты, и указывает на необходимость исполнения его указаний; палка «удж бэщ» — жезл распорядителя танца, почетного старика, к тому же и гостя, «посланника бога», палка «шъхьагъырыт бэщ» — посох организатора застолья, или палка, обозначавшая лиц, назначенных в помощь суду.
Все жезлы, находясь в вертикальном положении при их использовании, выказывают повеление к действию или маркируют лицо, имеющее право распоряжения.
Востребованным мастером по изготовлению традиционных свадебных атрибутов из фундука в Республике Адыгея является Фатима Деды.
Источник фотографий: Russia.Travel
Обработка дерева относится к самым древним промыслам адыгов. Об этом свидетельствуют археологические материалы.
Край, который заселяли адыги, был богат лесами. Поэтому естественно, что дерево нашло широкое применение в их быту.
Адыги широко употребляли дерево для производства посуды, утвари и мебели. Посуду делали в основном из твердых пород. Изготовлялись чаши круглой формы с небольшим плоским дном с одной и двумя ручками. Чаши отличались изящным видом, их украшали красивой художественной резьбой.
Изготовлялись также деревянные ковши с красивыми орнаментами, ложки, блюда, тарелки, подносы, фляги, ведра, мешалки для приготовления пасты (каши), скалки и половники.
Среди домашней утвари значительное место занимали деревянные корыта для приготовления теста, лохани, тазы, маслобойка, ступки для толчения соли и чеснока, рубели — приспособления для катания белья, папки с резьбой для хранения рисунков, дощечки с вырезом для наматывания готовых галунов и сутажей с орнаментами, корзиночки для приготовления сыра.
Значительное место в деревообделочном промысле занимало и производство мебели. Адыгские мастера с большим мастерством изготовляли низенькие круглые трехногие столики, которые одновременно служили и столом, и подносом. Они имели самое широкое распространение в быту адыгов, ни одна семья не обходилась без них.
Столики вытачивали на токарном станке из карагача, реже — из бука и ясеня. Ножки и перекладины столиков делали фигурными. Столики были весьма изящны. К ним изготовлялись трехногие скамеечки с выточенными ножками. На них и на столики был тоже большой спрос.
Широкое распространение в быту адыгов имели деревянные люльки, которые изготовлялись с большим искусством. Их делали с фигурными ножками и художественной резьбой. Украшения на люльках бывали различные.
Характерной чертой адыгской резьбы по дереву являются выразительные орнаменты, строго соответствующие характеру декорируемого изделия, подчеркивающие красоту, формы материала, художественного образа. Красота и простота композиций, разнообразие орнаментальных ритмов, богатство пластики — ценное творческое наследие, получившее дальнейшее развитие в современном декоративном искусстве адыгов.
В произведениях Рамазана Хуажева проявляется трепетное отношение к дереву как к живому организму, которому присуща теплота и холодность, мягкость и жесткость, крепость и хрупкость.
Мастер находит новые фактуры, оригинальные формы выражения народности и художественности, используя разные технические приемы, будь то резьба, инкрустация или насечка на декоративных орнаментальных тарелках, тематических панно, предметах быта и кухонной утвари.
Резьбой по дереву, изготовлением предметов обихода, традиционных и очень востребованных сегодня кушъэ (детских люлек), 1анэ (столик на трех ножках) занимаются: Айдамир Патоков, Руслан Костоков, Нурбий Тешев, Вячеслав Уджуху, Ахмед Тлишев, Аслан Негуч. Каждый из них прекрасно владеет традиционным орнаментальным языком и секретами древних мастеров.
К художественной обработке дерева также относятся предметы, сделанные из ореха.
В быту адыгов предметы, изготовленные из ореха, занимают важное место, их продолжают делать, хотя круг их сузился по сравнению с прошлым.
Свое символическое назначение имели плоды орехового дерева. Орехи упоминались в формулах благопожелания в обрядах детского и брачно-свадебного циклов.
Ореховая палка именовалась «хьатыек1о бэщ» — палка хатияко, распорядителя торжеств, на свадьбе его распознавали по этому предмету. Сама же палка представляет собой жезл, как «къолжэ бэщ» (сельская палка), атрибут старосты, и указывает на необходимость исполнения его указаний; палка «удж бэщ» — жезл распорядителя танца, почетного старика, к тому же и гостя, «посланника бога», палка «шъхьагъырыт бэщ» — посох организатора застолья, или палка, обозначавшая лиц, назначенных в помощь суду.
Все жезлы, находясь в вертикальном положении при их использовании, выказывают повеление к действию или маркируют лицо, имеющее право распоряжения.
Востребованным мастером по изготовлению традиционных свадебных атрибутов из фундука в Республике Адыгея является Фатима Деды.
Источник фотографий: Russia.Travel