Вход
0 отзывов
Золотое шитье
Республика Адыгея, Майкоп, городской округ Майкоп, Крестьянская улица, 236
© Яндекс УсловияКак добратьсяAPI

Золотое шитье

Описание

Адыгское золотошвейное искусство как промысел имеет глубокие корни. В XVII–XIX веках оно получило особенно широкое распространение. Умение шить золотом, ткать галуны, изготавливать из серебряных и золотых ниток басонные изделия считалось обязательным для девушек из знатных семей.

Народы Северо-Западного Кавказа использовали четыре вида техники золотого шитья: шитье «вприкреп», шитье «гладь», тканье галуна и плетение басонных изделий, кружев. Для всех видов шитья применялись трафареты, вырезанные из бумаги, картона, а в давние времена — из пузыря животных. При изготовлении шитья «вприкреп» или выкладной («дышъэ идагъ») пользовались трафаретом только для нанесения контура узора, что позволяло его многократное использование. Когда же шили гладью, трафарет оставался под шитьем.

Наиболее ценным и, несомненно, самым старинным был способ шитья «вприкреп» — «дышъэ идагъ». На пальцы натягивали простую белую ткань, на которую при помощи трафарета наносили узор, обводя его ниткой, кусочком мыла или карандашом. В границах рисунка, нанесенного на белую ткань, делали настил из тонких шелковых ниток, которые прокладывались параллельными рядами. Шитье «вприкреп» требовало ювелирной точности и большой затраты времени — над кружком диаметром 5-6 сантиметров мастерица трудилась около месяца. Как только вышивка была готова, ее начинали обрабатывать: лицевую сторону вышивки лощили кабаньим клыком или костяной гладилкой, а с изнанки для твердости промазывали клеем. Затем готовый мотив вышивки осторожно вырезали из белой ткани и хранили как заготовку, иной раз много лет.

Второй вид техники шитья — гладь, более поздний, он считался более простым и дешевым по сравнению с основными видами шитья, о чем говорят названия этого способа: «базарная» вышивка», «городская вышивка». Узор вышивался непосредственно на украшаемой ткани. Предварительно из бумаги или из тонкого картона вырезали трафарет, нашивали его на ткань. А затем покрывали поперек золотыми или серебряными нитями, закрепляя шелком по контору узора. Шитье «гладь» не лощили, и оно было более выпуклым за счет самого трафарета из картона. Вышивка гладью применялась чаще всего на мелких вещах, а в одежде — на женских головных уборах и нагрудниках.

Третий вид — это тканье галуна (шъагъэ) на дощечках, являющееся самым архаичным приемом ткачества на территории Европы и широко распространенное на Кавказе. В качестве ткацкого станка служили четырехугольные тонкие деревянные дощечки (пхъэмбгъужъый) размером 6-8 сантиметров. По углам каждой дощечки просверливалось от четырех до шести отверстий. Через эти отверстия мастерицы протягивали нитки двух цветов, чтобы получить желаемый узор. Готовая часть галуна наматывалась на металлический крючок, так называемый «шъагъэк1эрыдз», прикреплявшийся к поясу мастерицы.

И последний вид — плетение басонных изделий (тесьмы «уагъэ», кистей «к1ырыцэ ц1ык1у», шариков «дэнлъэч», плетеных подвесок).

В конце XIX века художественные производства адыгов сильно сократились. Золотошвейные изделия вытеснялись фабричными товарами.

За последние пятнадцать лет золотошвейное искусство адыгов возродилось на профессиональном уровне. Правильно расставленные акценты о подготовке молодых мастеров Сет (Панеш) Сафиет, Теучеж Нуриет, Деды Фатимы (руководитель В.Б. Мастафов) предопределили успех начатого дела. Они сегодня плодотворно работают и радуют своими изделиями, совершенствуя свою технику и оттачивая мастерство.

За последние несколько лет появились мастерицы-вышивальщицы: Лариса Гумова, Рузана Чурмыт, Зурет Джаримок, Эльза Хакунова. Современное моделирование и вариативность традиционного золотого шитья и плетения басонных изделий в творчестве молодых мастериц является результатом возрождения, сохранения и творческого осмысления древнейшего искусства.


Источник фотографий: Russia.Travel

Адыгское золотошвейное искусство как промысел имеет глубокие корни. В XVII–XIX веках оно получило особенно широкое распространение. Умение шить золотом, ткать галуны, изготавливать из серебряных и золотых ниток басонные изделия считалось обязательным для девушек из знатных семей.

Народы Северо-Западного Кавказа использовали четыре вида техники золотого шитья: шитье «вприкреп», шитье «гладь», тканье галуна и плетение басонных изделий, кружев. Для всех видов шитья применялись трафареты, вырезанные из бумаги, картона, а в давние времена — из пузыря животных. При изготовлении шитья «вприкреп» или выкладной («дышъэ идагъ») пользовались трафаретом только для нанесения контура узора, что позволяло его многократное использование. Когда же шили гладью, трафарет оставался под шитьем.

Наиболее ценным и, несомненно, самым старинным был способ шитья «вприкреп» — «дышъэ идагъ». На пальцы натягивали простую белую ткань, на которую при помощи трафарета наносили узор, обводя его ниткой, кусочком мыла или карандашом. В границах рисунка, нанесенного на белую ткань, делали настил из тонких шелковых ниток, которые прокладывались параллельными рядами. Шитье «вприкреп» требовало ювелирной точности и большой затраты времени — над кружком диаметром 5-6 сантиметров мастерица трудилась около месяца. Как только вышивка была готова, ее начинали обрабатывать: лицевую сторону вышивки лощили кабаньим клыком или костяной гладилкой, а с изнанки для твердости промазывали клеем. Затем готовый мотив вышивки осторожно вырезали из белой ткани и хранили как заготовку, иной раз много лет.

Второй вид техники шитья — гладь, более поздний, он считался более простым и дешевым по сравнению с основными видами шитья, о чем говорят названия этого способа: «базарная» вышивка», «городская вышивка». Узор вышивался непосредственно на украшаемой ткани. Предварительно из бумаги или из тонкого картона вырезали трафарет, нашивали его на ткань. А затем покрывали поперек золотыми или серебряными нитями, закрепляя шелком по контору узора. Шитье «гладь» не лощили, и оно было более выпуклым за счет самого трафарета из картона. Вышивка гладью применялась чаще всего на мелких вещах, а в одежде — на женских головных уборах и нагрудниках.

Третий вид — это тканье галуна (шъагъэ) на дощечках, являющееся самым архаичным приемом ткачества на территории Европы и широко распространенное на Кавказе. В качестве ткацкого станка служили четырехугольные тонкие деревянные дощечки (пхъэмбгъужъый) размером 6-8 сантиметров. По углам каждой дощечки просверливалось от четырех до шести отверстий. Через эти отверстия мастерицы протягивали нитки двух цветов, чтобы получить желаемый узор. Готовая часть галуна наматывалась на металлический крючок, так называемый «шъагъэк1эрыдз», прикреплявшийся к поясу мастерицы.

И последний вид — плетение басонных изделий (тесьмы «уагъэ», кистей «к1ырыцэ ц1ык1у», шариков «дэнлъэч», плетеных подвесок).

В конце XIX века художественные производства адыгов сильно сократились. Золотошвейные изделия вытеснялись фабричными товарами.

За последние пятнадцать лет золотошвейное искусство адыгов возродилось на профессиональном уровне. Правильно расставленные акценты о подготовке молодых мастеров Сет (Панеш) Сафиет, Теучеж Нуриет, Деды Фатимы (руководитель В.Б. Мастафов) предопределили успех начатого дела. Они сегодня плодотворно работают и радуют своими изделиями, совершенствуя свою технику и оттачивая мастерство.

За последние несколько лет появились мастерицы-вышивальщицы: Лариса Гумова, Рузана Чурмыт, Зурет Джаримок, Эльза Хакунова. Современное моделирование и вариативность традиционного золотого шитья и плетения басонных изделий в творчестве молодых мастериц является результатом возрождения, сохранения и творческого осмысления древнейшего искусства.


Источник фотографий: Russia.Travel

Отзывы(0)

Отзывов пока нет, будьте первыми!

Подпишись на нашу рассылку новостей!

Нажимая кнопку «Подписаться», вы принимаете правила портала