Вход
0 отзывов
Мечеть Хусаиния
Оренбургская область, Илекский район
© Яндекс УсловияКак добратьсяAPI

Мечеть Хусаиния

Категории

Описание

Строительство 6-й соборной мечети было обусловлено не ес­тественным ростом мусульманского населения города, а желани­ем крупного татарского предпринимателя, оренбургского купца 1-й гильдии, жертвовавшего значительные суммы на благотвори­тельность, А. Г. Хусаинова (1838-10.12.1906) построить в комп­лексе с этим зданием медресе. Это обусловило и выбор места - не на городских окраинах, которые интенсивно заселялись бедно­той, а в историческом центре города, где и без того имелось дос­таточное количество мечетей.

21 августа 1890 г. А. Г. Хусаинов купил за 10971 руб. 38 коп. два дворовых места с различными постройками в 1-й части Орен­бурга, на Гостинодворской ул. (ныне Кирова), принадлежавшие оренбургскому купцу 2-й гильдии Алексею Цепнину. В октябре 1890 г. он обратился в городскую управу с просьбой разрешить ему по­стройку мечети на своем дворовом месте. 9 декабря 297 мусульма­не, проживавших в 1-й и 2-й частях города, постановили при­говор, которым ходатайствовали о том же перед губернским прав­лением. Он был представлен Ихсаном Бикказаковым, богатым тор­говцем мануфактурой, мясом и шкурами.

Инициа­тива Хусаинова вызвала тревогу со стороны попечителя 1-й со­борной мечети Мухамедсадыка Рахманкулова, которая, в случае разрешения, рисковала потерять большую часть прихожан и весь торговый центр города. Он обвинил доверенных лиц Хусаинова - оренбургских мещан Абдулгазиза Агеева, Абдрахмана Ахмадеева и крестьянина Ихсана Бикказакова - в том, что они составили приго­вор не на общем собрании, а агитировали мусульман и подписыва­ли его порознь, причем «он, Рахманкулов, многократно видел их на Сенном базаре и в других таковых местах».

Но городская управа рекомендовала Думе в просьбе отказать, поскольку согласно Стро­ительному уставу на дворовых местах запрещалось иметь культо­вые здания. 28 декабря 1890 г. Оренбургская городская Дума со­гласилась с этим мнением. Тогда Ахмед Хусаинов через своего брата Махмуда подал новое ходатайство о разрешении ему построить мечеть на Чернореченской пл. Дума, в соответ­ствии с мнением управы, вновь отклонила просьбу, ссылаясь на то, что в этом районе мусульмане не жили. Однако она согласилась удовлетворить первое ходатайство при условии, что Хусаинов до­бьется разрешения Думы на изменение городского плана. 4 марта 1892 г. такое разрешение было поручено и за два строительных сезона здание было завершено (ныне ул. Кирова, 3).

Известный оренбургский краевед В.В.Дорофеев отмечает своеобразную ар­хитектуру мечети. Ее мощный минарет, напоминающий колоколь­ню западной церкви, прикрывает собой несколько громоздкое и асимметричное здание. Причина такого решения заключается в том, что заданный объем помещений был больше, чем могла вместить площадь здания, не нарушая нормы минимального расстояния до ближайшей постройки. В декоре использованы элементы европей­ских стилей.

Приход 6-й соборной мечети составили мусульмане, которые прежде относились к 1-й, 2-й и 5-й соборным мечетям. Его воеточная граница проходила по линии современного Студенческо­го пер., южная - по ул. Орской (ныне Пушкинская), западная - по Гришковской ул. (ныне Чичерина) и северная - по Инженерной ул. (ныне Володарского). В 1908 г. здесь проживало 650 мусуль­ман (350 мужчин и 300 женщин). Это были преимущественно тор­говцы, ремесленники, конторские служащие. 1 Медресе открылось еще до окончания строительства мечети в 1891 г., а по некоторым данным, даже в 1889 г. В начале XX в. А.Г.Хусаинов построил для него новое 3-хэтажное каменное зда­ние за 43364 руб. 19 коп.

Кроме того, 22 декабря 1902 г. А.Г.Хусаинов купил неподалеку дом у Кибиревой за 4600 руб. для проживания имама. Медресе «Хусаиния» стоит в ряду лучших, наиболее передовых мусульманских образовательных учреждений того времени. В нем преподавали: Ризаэтдин Фахретдинов, Сагит Рамеев, Муса Бигиев, Сагит Сунчалей, Шариф Камал, Фатих Карими и др. Из стен этого учебного заведения вышли многие люди, которые, без пре­увеличения, составляют цвет татарской, башкирской, казахской интеллигенции: поэт, Герой Советского Союза Муса Джалиль (1906-1944), писатели и поэты Сагит Агиш (1905-1973), Афзал Тагиров (1890-1938), Гариф Гумер (10.12.1891-18.08.1974), Ху- саин Абушаев-Атлаши (1892-после 1961), Шагит Ахмадиев (1888-1930), Мухаммед Гали (24.03.1893-16.05.1952), драматург Мирхайдар Файзи (1891-1928), актер, режиссер, один из основопо­ложников татарского профессионального театра Ильясбек Кудашев-Ашкадарский (1884-1942), композитор и драматург Хабибулла Ибрагимов (29.12.1894-16.03.1959), башкирский поэт, ли­тературовед и фольклорист Габдулла Амантай (1907-1938), баш­кирский драматург и фольклорист Мухаметша Бурангулов (1888— 1966), казахский писатель и журналист Жиенгали Тлепбергенов (1895-1933), первый казахский профессор-языковед, филолог, один из учредителей Казахского филиала АН СССР Кудайберген Жубанов (1899-1938), религиозный и общественный деятель Джихангир Абызгильдин (1873-1938), государственные деятели Шамиль Усманов (1898-1937), Шагит Худайбердин (1896-1924) и др. В 1916-1917 уч. г. в Хусаиновском медресе было 10 клас­сов: 4 начальных, 4 средних и 2 высших, в которых насчитыва­лось 227 учащихся, в том числе 57 находились на пансионе. В русском классе при медресе, на который государство расходова­ло около 2700 руб. ежегодно, обучались 77 мальчиков.

При жизни А.Г.Хусаинов сам финансировал мечеть и медресе, а после его смерти по духовным завещаниям от 20 января 1904 г. и 7 декабря 1906 г. был учрежден крупнейший вакуф Российской империи на сумму около 500 тыс. руб., доходы от которого шли на различные благотворительные цели. В 1913 г. за счет этих средств на содержание медресе было израсходовано 24718 руб. 17 коп., а 6-й соборной мечети - 720 руб.

Мечеть была закрыта в 1931 г., а здание передано под обще­житие Татарского педагогического техникума. Здание возвраще­но верующим в 1992 г.

 


Источник фотографий: Russia.Travel

Строительство 6-й соборной мечети было обусловлено не ес­тественным ростом мусульманского населения города, а желани­ем крупного татарского предпринимателя, оренбургского купца 1-й гильдии, жертвовавшего значительные суммы на благотвори­тельность, А. Г. Хусаинова (1838-10.12.1906) построить в комп­лексе с этим зданием медресе. Это обусловило и выбор места - не на городских окраинах, которые интенсивно заселялись бедно­той, а в историческом центре города, где и без того имелось дос­таточное количество мечетей.

21 августа 1890 г. А. Г. Хусаинов купил за 10971 руб. 38 коп. два дворовых места с различными постройками в 1-й части Орен­бурга, на Гостинодворской ул. (ныне Кирова), принадлежавшие оренбургскому купцу 2-й гильдии Алексею Цепнину. В октябре 1890 г. он обратился в городскую управу с просьбой разрешить ему по­стройку мечети на своем дворовом месте. 9 декабря 297 мусульма­не, проживавших в 1-й и 2-й частях города, постановили при­говор, которым ходатайствовали о том же перед губернским прав­лением. Он был представлен Ихсаном Бикказаковым, богатым тор­говцем мануфактурой, мясом и шкурами.

Инициа­тива Хусаинова вызвала тревогу со стороны попечителя 1-й со­борной мечети Мухамедсадыка Рахманкулова, которая, в случае разрешения, рисковала потерять большую часть прихожан и весь торговый центр города. Он обвинил доверенных лиц Хусаинова - оренбургских мещан Абдулгазиза Агеева, Абдрахмана Ахмадеева и крестьянина Ихсана Бикказакова - в том, что они составили приго­вор не на общем собрании, а агитировали мусульман и подписыва­ли его порознь, причем «он, Рахманкулов, многократно видел их на Сенном базаре и в других таковых местах».

Но городская управа рекомендовала Думе в просьбе отказать, поскольку согласно Стро­ительному уставу на дворовых местах запрещалось иметь культо­вые здания. 28 декабря 1890 г. Оренбургская городская Дума со­гласилась с этим мнением. Тогда Ахмед Хусаинов через своего брата Махмуда подал новое ходатайство о разрешении ему построить мечеть на Чернореченской пл. Дума, в соответ­ствии с мнением управы, вновь отклонила просьбу, ссылаясь на то, что в этом районе мусульмане не жили. Однако она согласилась удовлетворить первое ходатайство при условии, что Хусаинов до­бьется разрешения Думы на изменение городского плана. 4 марта 1892 г. такое разрешение было поручено и за два строительных сезона здание было завершено (ныне ул. Кирова, 3).

Известный оренбургский краевед В.В.Дорофеев отмечает своеобразную ар­хитектуру мечети. Ее мощный минарет, напоминающий колоколь­ню западной церкви, прикрывает собой несколько громоздкое и асимметричное здание. Причина такого решения заключается в том, что заданный объем помещений был больше, чем могла вместить площадь здания, не нарушая нормы минимального расстояния до ближайшей постройки. В декоре использованы элементы европей­ских стилей.

Приход 6-й соборной мечети составили мусульмане, которые прежде относились к 1-й, 2-й и 5-й соборным мечетям. Его воеточная граница проходила по линии современного Студенческо­го пер., южная - по ул. Орской (ныне Пушкинская), западная - по Гришковской ул. (ныне Чичерина) и северная - по Инженерной ул. (ныне Володарского). В 1908 г. здесь проживало 650 мусуль­ман (350 мужчин и 300 женщин). Это были преимущественно тор­говцы, ремесленники, конторские служащие. 1 Медресе открылось еще до окончания строительства мечети в 1891 г., а по некоторым данным, даже в 1889 г. В начале XX в. А.Г.Хусаинов построил для него новое 3-хэтажное каменное зда­ние за 43364 руб. 19 коп.

Кроме того, 22 декабря 1902 г. А.Г.Хусаинов купил неподалеку дом у Кибиревой за 4600 руб. для проживания имама. Медресе «Хусаиния» стоит в ряду лучших, наиболее передовых мусульманских образовательных учреждений того времени. В нем преподавали: Ризаэтдин Фахретдинов, Сагит Рамеев, Муса Бигиев, Сагит Сунчалей, Шариф Камал, Фатих Карими и др. Из стен этого учебного заведения вышли многие люди, которые, без пре­увеличения, составляют цвет татарской, башкирской, казахской интеллигенции: поэт, Герой Советского Союза Муса Джалиль (1906-1944), писатели и поэты Сагит Агиш (1905-1973), Афзал Тагиров (1890-1938), Гариф Гумер (10.12.1891-18.08.1974), Ху- саин Абушаев-Атлаши (1892-после 1961), Шагит Ахмадиев (1888-1930), Мухаммед Гали (24.03.1893-16.05.1952), драматург Мирхайдар Файзи (1891-1928), актер, режиссер, один из основопо­ложников татарского профессионального театра Ильясбек Кудашев-Ашкадарский (1884-1942), композитор и драматург Хабибулла Ибрагимов (29.12.1894-16.03.1959), башкирский поэт, ли­тературовед и фольклорист Габдулла Амантай (1907-1938), баш­кирский драматург и фольклорист Мухаметша Бурангулов (1888— 1966), казахский писатель и журналист Жиенгали Тлепбергенов (1895-1933), первый казахский профессор-языковед, филолог, один из учредителей Казахского филиала АН СССР Кудайберген Жубанов (1899-1938), религиозный и общественный деятель Джихангир Абызгильдин (1873-1938), государственные деятели Шамиль Усманов (1898-1937), Шагит Худайбердин (1896-1924) и др. В 1916-1917 уч. г. в Хусаиновском медресе было 10 клас­сов: 4 начальных, 4 средних и 2 высших, в которых насчитыва­лось 227 учащихся, в том числе 57 находились на пансионе. В русском классе при медресе, на который государство расходова­ло около 2700 руб. ежегодно, обучались 77 мальчиков.

При жизни А.Г.Хусаинов сам финансировал мечеть и медресе, а после его смерти по духовным завещаниям от 20 января 1904 г. и 7 декабря 1906 г. был учрежден крупнейший вакуф Российской империи на сумму около 500 тыс. руб., доходы от которого шли на различные благотворительные цели. В 1913 г. за счет этих средств на содержание медресе было израсходовано 24718 руб. 17 коп., а 6-й соборной мечети - 720 руб.

Мечеть была закрыта в 1931 г., а здание передано под обще­житие Татарского педагогического техникума. Здание возвраще­но верующим в 1992 г.

 


Источник фотографий: Russia.Travel

Отзывы(0)

Отзывов пока нет, будьте первыми!

Подпишись на нашу рассылку новостей!

Нажимая кнопку «Подписаться», вы принимаете правила портала