Спасо-Преображенский Мирожский монастырь — не только древнейший в Пскове, но и один из древнейших на Руси. Основание монастыря относится к периоду начала распространения христианства на Псковской земле. Историографы обычно связывают основание Спасо-Мирожского монастыря с именем преподобного Нифонта, новгородского архиепископа, занимавшего владычную кафедру с 1130 по 1156 год.
Строительство монастыря началось с возведения в 1165 году Спасо-Преображенского собора, который был построен по инициативе Нифонта. Для росписи стен собора Нифонт пригласил лучших византийских мастеров. При росписи использовался красивейший минеральный пигмент насыщенного синего цвета — афганский лазурит. Пигмент стоил целое состояние. Фрески собора — это Евангелие в красках, доступное любому, даже малограмотному человеку. Они представляют собой копии с лучших греческих образцов. От мирожских фресок на псковской земле стала развиваться местная изографическая школа. Первые псковские иконы писались здесь же — в междуречье Мирожки и Великой, в монастырской иконописной мастерской. Мирожская обитель была мощнейшим культурным центром средневекового Пскова и Северо-Запада.
В Мирожском монастыре велась собственная летопись, написанная живым, народным языком. Переписчики Мирожского монастыря оставили книжное наследие домонгольской Руси — единственную рукопись «Слова о полку Игореве» в псковской переписке.
Предание гласит, что главная святыня монастыря — икона Божией Матери «Великая Панагия» была обретена на берегу реки Мирожи в 12 веке. Поэтому она получила название «Мирожская» и находилась в монастыре. В 16 веке в Пскове свирепствовало моровое поветрие и на иконе у Божией Матери из глаз истекли слёзы. Икону торжественно перенесли в Троицкий собор, где перед ней совершались молебны. Люди целовали икону и получали исцеление. После этого чуда Иван Грозный увёз икону в Москву. Там был сделан с неё список, который был отдан Пскову и находился в Мирожском монастыре.
В 1922 году Мирожский монастырь был упразднен советскими властями, а икона Божией Матери «Великая Панагия» через 4 года попала в Псковский музей-заповедник. Возрождение обители началось только в 1994 году, в 1997 году была открыта иконописная мастерская. Сегодня Мирожский монастырь действует, но вместе с тем он представляет собой архитектурный ансамбль огромного историко-художественного значения и открыт для посещения.
В ансамбль монастыря также входит Стефановская церковь, датируемая XVII веком. Ее замечательным украшением стал иконостас, исполненный в византийских традициях архимандритом Зиноном в 1990-х годах.
Колокольня монастыря возведена в 1879 году. Она примыкает к Святым воротам, а к ней, в свою очередь, присоединяется двухэтажный братский корпус, образуя парадный фасад монастыря с северной стороны. Настоятельский корпус постройки XVIII–XIX веков находится к западу от Преображенского собора.
Источник фотографий: Russia.Travel
Спасо-Преображенский Мирожский монастырь — не только древнейший в Пскове, но и один из древнейших на Руси. Основание монастыря относится к периоду начала распространения христианства на Псковской земле. Историографы обычно связывают основание Спасо-Мирожского монастыря с именем преподобного Нифонта, новгородского архиепископа, занимавшего владычную кафедру с 1130 по 1156 год.
Строительство монастыря началось с возведения в 1165 году Спасо-Преображенского собора, который был построен по инициативе Нифонта. Для росписи стен собора Нифонт пригласил лучших византийских мастеров. При росписи использовался красивейший минеральный пигмент насыщенного синего цвета — афганский лазурит. Пигмент стоил целое состояние. Фрески собора — это Евангелие в красках, доступное любому, даже малограмотному человеку. Они представляют собой копии с лучших греческих образцов. От мирожских фресок на псковской земле стала развиваться местная изографическая школа. Первые псковские иконы писались здесь же — в междуречье Мирожки и Великой, в монастырской иконописной мастерской. Мирожская обитель была мощнейшим культурным центром средневекового Пскова и Северо-Запада.
В Мирожском монастыре велась собственная летопись, написанная живым, народным языком. Переписчики Мирожского монастыря оставили книжное наследие домонгольской Руси — единственную рукопись «Слова о полку Игореве» в псковской переписке.
Предание гласит, что главная святыня монастыря — икона Божией Матери «Великая Панагия» была обретена на берегу реки Мирожи в 12 веке. Поэтому она получила название «Мирожская» и находилась в монастыре. В 16 веке в Пскове свирепствовало моровое поветрие и на иконе у Божией Матери из глаз истекли слёзы. Икону торжественно перенесли в Троицкий собор, где перед ней совершались молебны. Люди целовали икону и получали исцеление. После этого чуда Иван Грозный увёз икону в Москву. Там был сделан с неё список, который был отдан Пскову и находился в Мирожском монастыре.
В 1922 году Мирожский монастырь был упразднен советскими властями, а икона Божией Матери «Великая Панагия» через 4 года попала в Псковский музей-заповедник. Возрождение обители началось только в 1994 году, в 1997 году была открыта иконописная мастерская. Сегодня Мирожский монастырь действует, но вместе с тем он представляет собой архитектурный ансамбль огромного историко-художественного значения и открыт для посещения.
В ансамбль монастыря также входит Стефановская церковь, датируемая XVII веком. Ее замечательным украшением стал иконостас, исполненный в византийских традициях архимандритом Зиноном в 1990-х годах.
Колокольня монастыря возведена в 1879 году. Она примыкает к Святым воротам, а к ней, в свою очередь, присоединяется двухэтажный братский корпус, образуя парадный фасад монастыря с северной стороны. Настоятельский корпус постройки XVIII–XIX веков находится к западу от Преображенского собора.
Источник фотографий: Russia.Travel