В 3,5 км от центра Пскова на высоком берегу реки Великой стоит Снетогорский монастырь. Монастырь изначально был мужским. Архитектурный ансамбль монастыря располагается на скальном мысу — Снятной горе, в излучине реки Великая. Он был основан в XIII веке.
Название горы происходит от слова «снеть». Снеток — маленькая рыбка, которой так славился Псков. Снятная гора необычайно живописна. Лучшего места для размещения монастыря и придумать нельзя.
Снетогорский монастырь стал традиционным местом пострижения псковских князей — принятия схимы перед смертью. Архитектура Рождественского собора неоригинальна, он является копией Преображенского собора Мирожского монастыря. Однако строители Снетогорского монастыря внесли в композицию храма свою «поправку». Интерьер храма сделан по типу креста, вписанного в четверик, ограниченного стенами. В XVI веке с западной стороны собора к нему сделали пристройку, сохранившуюся до сих пор. Рождественский собор знаменит своими фресками.
Во времена нашествия на Псков Стефана Батория (1581-1582 годы) собор горел, верхняя часть барабана разрушилась. Сильно пострадали и фрески. Через год барабан был восстановлен, значительно удлинен и украшен пояском с псковским орнаментом, характерным для XIV века. Фрески в центральной части здания были прикрыты новым иконостасом, а в открытых местах забелены. В 1909 году началась расчистка снетогорских фресок, она продолжается и по сей день. При создании фресок псковские мастера использовали почти все тона местных минеральных красок с преобладанием известной «псковского черлени», придающей росписям своеобразный, теплый колорит.
Настенная снетогорская роспись относится к начальному периоду расцвета псковской фрески. Помимо яркой, живописной манеры, в которой работали мастера, их роспись характеризуется очень вольной трактовкой религиозных сюжетов. Пророки, апостолы, святители не просто символы веры, а живые люди с разными характерами и внешностью. В поисках новых сюжетов псковские живописцы использовали не только канонизированные церковные сюжеты, но и апокрифы, не вполне совпадающие с официальным вероучением.
На XVII век приходится расцвет монастыря. Жизнь в Пскове способствовала бурному развитию торговли, росту богатства. Монастырю тогда принадлежало около 370 крестьянских дворов. Но пришла Северная война, монастырь опять горел, в огне погиб архив, содержащий документы о времени основания монастыря. Сейчас Снетогорский монастырь возрожден. На его территории находится женский монастырь.
Источник фотографий: Russia.Travel
В 3,5 км от центра Пскова на высоком берегу реки Великой стоит Снетогорский монастырь. Монастырь изначально был мужским. Архитектурный ансамбль монастыря располагается на скальном мысу — Снятной горе, в излучине реки Великая. Он был основан в XIII веке.
Название горы происходит от слова «снеть». Снеток — маленькая рыбка, которой так славился Псков. Снятная гора необычайно живописна. Лучшего места для размещения монастыря и придумать нельзя.
Снетогорский монастырь стал традиционным местом пострижения псковских князей — принятия схимы перед смертью. Архитектура Рождественского собора неоригинальна, он является копией Преображенского собора Мирожского монастыря. Однако строители Снетогорского монастыря внесли в композицию храма свою «поправку». Интерьер храма сделан по типу креста, вписанного в четверик, ограниченного стенами. В XVI веке с западной стороны собора к нему сделали пристройку, сохранившуюся до сих пор. Рождественский собор знаменит своими фресками.
Во времена нашествия на Псков Стефана Батория (1581-1582 годы) собор горел, верхняя часть барабана разрушилась. Сильно пострадали и фрески. Через год барабан был восстановлен, значительно удлинен и украшен пояском с псковским орнаментом, характерным для XIV века. Фрески в центральной части здания были прикрыты новым иконостасом, а в открытых местах забелены. В 1909 году началась расчистка снетогорских фресок, она продолжается и по сей день. При создании фресок псковские мастера использовали почти все тона местных минеральных красок с преобладанием известной «псковского черлени», придающей росписям своеобразный, теплый колорит.
Настенная снетогорская роспись относится к начальному периоду расцвета псковской фрески. Помимо яркой, живописной манеры, в которой работали мастера, их роспись характеризуется очень вольной трактовкой религиозных сюжетов. Пророки, апостолы, святители не просто символы веры, а живые люди с разными характерами и внешностью. В поисках новых сюжетов псковские живописцы использовали не только канонизированные церковные сюжеты, но и апокрифы, не вполне совпадающие с официальным вероучением.
На XVII век приходится расцвет монастыря. Жизнь в Пскове способствовала бурному развитию торговли, росту богатства. Монастырю тогда принадлежало около 370 крестьянских дворов. Но пришла Северная война, монастырь опять горел, в огне погиб архив, содержащий документы о времени основания монастыря. Сейчас Снетогорский монастырь возрожден. На его территории находится женский монастырь.
Источник фотографий: Russia.Travel