Самарский (с 1935 по 1991 годы - Куйбышевский) драматический театр, старейший из провинциальных театров России. Свою историю театр ведёт от первой профессиональной театральной труппы - антрепризы Е. Стрелкова, которая начала свою работу постановкой бессмертной комедии Н. Гоголя «Ревизор» в 1851 году, выступая в помещении особняка купца Лебедева, специально перестроившего свой дом под сценическую площадку.
Собственное каменное здание появилось у театра лишь в 1888 году, после того как сгорел дом Лебедева и построенный вместо него первый деревянный театр перестал удовлетворять потребности самарских театралов. Новое здание Самарского городского театра в обиходе называли «теремком» или «пряничным домиком» — ввиду его особого условно-русского стиля: авторская разработка знаменитого российского архитектора М. Чичагова, к числу лучших театральных проектов которого относятся и великолепные палаты театра Корша в Москве.
Расцвет театрального искусства в Самаре XIX-го века был связан с деятельностью многочисленных антреприз (П. Медведева, А. Рассказова, И. Немова, И. Новикова) и гастролёров, среди которых были звёзды русского театра — П. Стрепетова, М. Писарев, В. Комиссаржевская, А. Ленский, П. Орленев, А. Олдридж и другие. Именно на сцене Самарского театра состоялся театральный дебют П. Стрепетовой. В Самаре также часто выступали так называемые «смешанные» труппы, дававшие не только драматические спектакли, но и оперу, и оперетту.
С 1895 года в истории Самарской драмы появляется новое имя — Максим Горький, пишущий сначала в «Самарской газете» театральные рецензии под именем Иегудиил Хламида, а в 1901 году становящийся его постоянным автором. Спектакль по повести М. Горького «Фома Гордеев» выходит в Самаре на несколько дней раньше его санкт-петербургской премьеры. С тех пор театр регулярно ставил произведения своего великого земляка, и в 1936 году после смерти М. Горького театру было присвоено имя писателя.
В 1930 году в Самаре была создана постоянная труппа драматического театра, которая заняла здание театра, выстроенное в 1888 году. В начале 1930-х в неё входили актёры Ю. Толубеев, В. Меркурьев, А. Кистов, В. Шарлахов, В. Нельский, в течение нескольких лет возглавлял труппу выдающий режиссёр и актёр Н. Симонов.
В годы Великой Отечественной войны и в первое послевоенное десятилетие в театр приходят новые актёры, чьи имена сегодня составляют славу самарской сцены, среди них М. Аренский, В. Бурэ, Н. Колесников, Г. Шебуев, В. Кузнецов, З. Чекмасова, В. Михайлов, В. Ершова, А. Демич, Н. Засухин.
В 1955 году в труппу театра в качестве режиссёра был приглашён молодой режиссёр Пётр Монастырский. А в 1959 году (после успеха гастрольного показа поставленного им в Москве спектакля «Дело Артамоновых» по пьесе М. Горького) Монастырский был назначен главным режиссёром театра, и с этого времени начинается тот славный период в жизни Самарской драмы, который справедливо называют эпохой Монастырского.
Буквально каждая постановка Монастырского вызывает огромный общественный резонанс и восторженные отклики в прессе как региональной, так и столичной. Театр — постоянный гость на московских сценах: «Ричард III» У. Шекспира, «Мать» по рассказу М. Горького, «Разлом» Б. Лавренёва, «Материнское поле» по пьесе Ч. Айтматова, «Шестое июля» М. Шатрова, «Традиционный сбор» В. Розова, «Варшавская мелодия» Л. Зорина, «Гроссмейстерский бал» И. Штемлера — эти спектакли буквально ошеломляют столичную публику, обеспечивая небывалый успех гастролям провинциальной труппы, о которой уже говорят как об «одном лучших коллективов страны», а о Монастырском — как о режиссёре, «с именем которого связаны художественное своеобразие и высокая сценическая культура театра».
Этапными событиями в творческой жизни театра становятся премьеры «Гамлета» по одноимённой пьесе Шекспира с юным Ю. Демичем в заглавной роли, «Зыковых» М. Горького, «Золотой кареты» Л. Леонова, получившая Государственную премию России.
За восемь лет своей жизни в репертуаре Куйбышевского театра драмы «Золотая карета» прошла около 200 раз.
В 1977 году Куйбышевскому театру драмы имени М. Горького присвоено почётное наименование «Академический».
Театр по-прежнему активно гастролирует, телевизионные версии его спектаклей «Старомодная комедия» и «Усвятские шлемоносцы» становятся рекордсменами по зрительским симпатиям и просьбам о повторах показа. Автор инсценировки и постановщик «Усвятских шлемоносцев» Монастырский отмечен золотой медалью имени А. Попова.
В 1995 году Монастырскому исполнилось 80 лет, и выдающийся режиссёр принимает решение оставить свой руководящий пост в театре, преемником Монастырского становится В. Гвоздков (ныне — заслуженный деятель искусств России), и по сей день возглавляющий Самарский академический театр драмы.
В 1996 году актриса В. Ершова стала лауреатом национальной театральной премии «Золотая маска» в номинации «За честь и достоинство».
В октябре 1997 года театр участвует в третьем Всероссийском фестивале «Театр без границ» в Магнитогорске, где В. Гвоздкову за спектакль «О мышах и людях» присуждена гран-при за режиссуру, а исполнителю главной роли А. Амелину — первая премия за лучшую мужскую роль. На том же фестивале через два года С. Меркушев (Гильденстерн) и С. Кагаков (Розенкранц) получают первую премию за лучшую мужскую роль — одну на двоих, что вполне соответствует смыслу спектакля по пьесе Т. Стоппарда «Розенкранц и Гильденстерн мертвы».
В 1998 году коллектив Самарской драмы принимает участие в Авиньонском фестивале. В последующие годы спектакли театра становятся участниками и лауреатами Международного театрального фестиваля «Балтийский дом» (Санкт-Петербург), «Театр без границ» (Магнитогорск), «Волкову, Волкову, Волкову мы всем обязаны!» (Ярославль), «Гостиный Двор» (Оренбург), Международного фестиваля «Fontanone estate» (Рим, Италия), «Островский в доме Островского» (Москва, Малый театр), Театрального фестиваля им. Н. Рыбакова и многих других.
В 2003 году, расширяя творческий диапазон труппы, театр обратился к жанру мюзикла: В. Гвоздков поставил «Звуки музыки» Р. Роджерса и О. Хаммерштайна.
В театре в разные годы ставят спектакли Д. Астрахан («Подари мне лунный свет» О. Данилова), П. Ланди (Италия — «Венецианские близнецы» К. Гольдони), Г. Васильев («Душечка» по мотивам одноимённого рассказа А. Чехова), П. Шерешевский («Чудаки»).
Этапным становится спектакль «Амадеус» П. Шеффера (реж. В. Гришко), на котором А. Амелин был удостоен звания Лауреата Государственной премии правительства РФ им. Ф. Волкова. В 2007 году на I-м Всероссийском фестивале «Волжские театральные сезоны» спектакль «Душечка» А. Чехова в постановке В. Гвоздкова получил приз за лучшее музыкальное оформление.
Театр — организатор фестиваля «Имени Горького». Среди иных инициатив театра — творческая лаборатория под руководством профессора СПбГАТИ, Лауреата премии К. С. Станиславского В. Фильштинского (г. Санкт-Петербург), направленная на повышение квалификации труппы театра. В 2006 году на базе Санкт-Петербургской Государственной академии театрального искусства в Самарском академическом театре драмы им.М.Горького был набран целевой курс студентов; руководитель курса — доцент СПбГАТИ, засл. деятель искусств России Вячеслав Гвоздков.
8 ноября 2011 года театр отметил своё 160-летие.
Источник фотографий: Russia.Travel
Самарский (с 1935 по 1991 годы - Куйбышевский) драматический театр, старейший из провинциальных театров России. Свою историю театр ведёт от первой профессиональной театральной труппы - антрепризы Е. Стрелкова, которая начала свою работу постановкой бессмертной комедии Н. Гоголя «Ревизор» в 1851 году, выступая в помещении особняка купца Лебедева, специально перестроившего свой дом под сценическую площадку.
Собственное каменное здание появилось у театра лишь в 1888 году, после того как сгорел дом Лебедева и построенный вместо него первый деревянный театр перестал удовлетворять потребности самарских театралов. Новое здание Самарского городского театра в обиходе называли «теремком» или «пряничным домиком» — ввиду его особого условно-русского стиля: авторская разработка знаменитого российского архитектора М. Чичагова, к числу лучших театральных проектов которого относятся и великолепные палаты театра Корша в Москве.
Расцвет театрального искусства в Самаре XIX-го века был связан с деятельностью многочисленных антреприз (П. Медведева, А. Рассказова, И. Немова, И. Новикова) и гастролёров, среди которых были звёзды русского театра — П. Стрепетова, М. Писарев, В. Комиссаржевская, А. Ленский, П. Орленев, А. Олдридж и другие. Именно на сцене Самарского театра состоялся театральный дебют П. Стрепетовой. В Самаре также часто выступали так называемые «смешанные» труппы, дававшие не только драматические спектакли, но и оперу, и оперетту.
С 1895 года в истории Самарской драмы появляется новое имя — Максим Горький, пишущий сначала в «Самарской газете» театральные рецензии под именем Иегудиил Хламида, а в 1901 году становящийся его постоянным автором. Спектакль по повести М. Горького «Фома Гордеев» выходит в Самаре на несколько дней раньше его санкт-петербургской премьеры. С тех пор театр регулярно ставил произведения своего великого земляка, и в 1936 году после смерти М. Горького театру было присвоено имя писателя.
В 1930 году в Самаре была создана постоянная труппа драматического театра, которая заняла здание театра, выстроенное в 1888 году. В начале 1930-х в неё входили актёры Ю. Толубеев, В. Меркурьев, А. Кистов, В. Шарлахов, В. Нельский, в течение нескольких лет возглавлял труппу выдающий режиссёр и актёр Н. Симонов.
В годы Великой Отечественной войны и в первое послевоенное десятилетие в театр приходят новые актёры, чьи имена сегодня составляют славу самарской сцены, среди них М. Аренский, В. Бурэ, Н. Колесников, Г. Шебуев, В. Кузнецов, З. Чекмасова, В. Михайлов, В. Ершова, А. Демич, Н. Засухин.
В 1955 году в труппу театра в качестве режиссёра был приглашён молодой режиссёр Пётр Монастырский. А в 1959 году (после успеха гастрольного показа поставленного им в Москве спектакля «Дело Артамоновых» по пьесе М. Горького) Монастырский был назначен главным режиссёром театра, и с этого времени начинается тот славный период в жизни Самарской драмы, который справедливо называют эпохой Монастырского.
Буквально каждая постановка Монастырского вызывает огромный общественный резонанс и восторженные отклики в прессе как региональной, так и столичной. Театр — постоянный гость на московских сценах: «Ричард III» У. Шекспира, «Мать» по рассказу М. Горького, «Разлом» Б. Лавренёва, «Материнское поле» по пьесе Ч. Айтматова, «Шестое июля» М. Шатрова, «Традиционный сбор» В. Розова, «Варшавская мелодия» Л. Зорина, «Гроссмейстерский бал» И. Штемлера — эти спектакли буквально ошеломляют столичную публику, обеспечивая небывалый успех гастролям провинциальной труппы, о которой уже говорят как об «одном лучших коллективов страны», а о Монастырском — как о режиссёре, «с именем которого связаны художественное своеобразие и высокая сценическая культура театра».
Этапными событиями в творческой жизни театра становятся премьеры «Гамлета» по одноимённой пьесе Шекспира с юным Ю. Демичем в заглавной роли, «Зыковых» М. Горького, «Золотой кареты» Л. Леонова, получившая Государственную премию России.
За восемь лет своей жизни в репертуаре Куйбышевского театра драмы «Золотая карета» прошла около 200 раз.
В 1977 году Куйбышевскому театру драмы имени М. Горького присвоено почётное наименование «Академический».
Театр по-прежнему активно гастролирует, телевизионные версии его спектаклей «Старомодная комедия» и «Усвятские шлемоносцы» становятся рекордсменами по зрительским симпатиям и просьбам о повторах показа. Автор инсценировки и постановщик «Усвятских шлемоносцев» Монастырский отмечен золотой медалью имени А. Попова.
В 1995 году Монастырскому исполнилось 80 лет, и выдающийся режиссёр принимает решение оставить свой руководящий пост в театре, преемником Монастырского становится В. Гвоздков (ныне — заслуженный деятель искусств России), и по сей день возглавляющий Самарский академический театр драмы.
В 1996 году актриса В. Ершова стала лауреатом национальной театральной премии «Золотая маска» в номинации «За честь и достоинство».
В октябре 1997 года театр участвует в третьем Всероссийском фестивале «Театр без границ» в Магнитогорске, где В. Гвоздкову за спектакль «О мышах и людях» присуждена гран-при за режиссуру, а исполнителю главной роли А. Амелину — первая премия за лучшую мужскую роль. На том же фестивале через два года С. Меркушев (Гильденстерн) и С. Кагаков (Розенкранц) получают первую премию за лучшую мужскую роль — одну на двоих, что вполне соответствует смыслу спектакля по пьесе Т. Стоппарда «Розенкранц и Гильденстерн мертвы».
В 1998 году коллектив Самарской драмы принимает участие в Авиньонском фестивале. В последующие годы спектакли театра становятся участниками и лауреатами Международного театрального фестиваля «Балтийский дом» (Санкт-Петербург), «Театр без границ» (Магнитогорск), «Волкову, Волкову, Волкову мы всем обязаны!» (Ярославль), «Гостиный Двор» (Оренбург), Международного фестиваля «Fontanone estate» (Рим, Италия), «Островский в доме Островского» (Москва, Малый театр), Театрального фестиваля им. Н. Рыбакова и многих других.
В 2003 году, расширяя творческий диапазон труппы, театр обратился к жанру мюзикла: В. Гвоздков поставил «Звуки музыки» Р. Роджерса и О. Хаммерштайна.
В театре в разные годы ставят спектакли Д. Астрахан («Подари мне лунный свет» О. Данилова), П. Ланди (Италия — «Венецианские близнецы» К. Гольдони), Г. Васильев («Душечка» по мотивам одноимённого рассказа А. Чехова), П. Шерешевский («Чудаки»).
Этапным становится спектакль «Амадеус» П. Шеффера (реж. В. Гришко), на котором А. Амелин был удостоен звания Лауреата Государственной премии правительства РФ им. Ф. Волкова. В 2007 году на I-м Всероссийском фестивале «Волжские театральные сезоны» спектакль «Душечка» А. Чехова в постановке В. Гвоздкова получил приз за лучшее музыкальное оформление.
Театр — организатор фестиваля «Имени Горького». Среди иных инициатив театра — творческая лаборатория под руководством профессора СПбГАТИ, Лауреата премии К. С. Станиславского В. Фильштинского (г. Санкт-Петербург), направленная на повышение квалификации труппы театра. В 2006 году на базе Санкт-Петербургской Государственной академии театрального искусства в Самарском академическом театре драмы им.М.Горького был набран целевой курс студентов; руководитель курса — доцент СПбГАТИ, засл. деятель искусств России Вячеслав Гвоздков.
8 ноября 2011 года театр отметил своё 160-летие.
Источник фотографий: Russia.Travel