Почти век, начиная с 1918 года, внутреннее пространство колокольни Ивана Великого, самого высокого сооружения Московского Кремля, было недоступно для туристов. Любоваться башней можно было только снаружи. Сегодня в отреставрированной колокольне открыты музей истории Кремля и смотровая площадка. Ознакомившись с музейной экспозицией, экскурсанты поднимаются по каменной винтовой лестнице на гульбище, расположенное на высоте 25 метров, и замирают в восхищении.
Ансамбль колокольни Ивана Великого объединяет собственно колокольню, Успенскую звонницу и Филаретову пристройку. Из летописи известно, что ранее на этом месте стояла церковь Иоанна Лествичника, построенная в 1329 году при Иване Калите в честь его святого покровителя. Это был второй по времени постройки каменный храм в Москве. В 1505-1508 годах на его месте возвели новую трехъярусную церковь-колокольню – восьмерик на восьмерике высотой60 метров. Строительством руководил итальянский архитектор Бон Фрязин. Зодчий создал удивительную конструкцию фундамента. Она представляла собой ступенчатую пирамиду, образованную близко забитыми друг к другу сваями. Такие фундаменты закладывали в Венеции. А вот внешний вид колокольни отличается от итальянских башен. Они имеют в плане круг или прямоугольник. А здесь – восьмигранник. В нижнем ярусе колокольни был размещен престол старого храма Иоанна Лествичника, отчего она и получила название «Иван Великий». Колокольня стала главной дозорной башней Кремля. С нее хорошо обозревалась Москва и ее окрестности. Приближающихся врагов можно было увидеть за30 километров.
В 1532-1552 годах к «Ивану Великому» присоединили церковь Вознесения Господня (проект итальянского зодчего Петрока Малого), которую в конце XVII века преобразовали в звонницу, названную Успенской. В 1624 году комплекс дополнила Филаретова пристройка (архитектор Бажен Огурцов) – еще одна звонница, но с шатровым верхом.
В 1600 году Борис Годунов, решив воздвигнуть в Кремле Вселенский храм по образу Иерусалимского, приказал увеличить размеры колокольни, чтобы она соответствовала столь масштабному проекту. «Ивана Великого» надстроили, добавив высокий барабан с золоченым куполом. В результате высота колокольни вместе с крестом достигла81 метра. При этом башня выглядит необычайно легкой и стройной. Такое впечатление создается благодаря специально просчитанной композиции: по мере подъема вверх ярусы уменьшаются в диаметре и по высоте, и каждый имеет слегка выраженную коническую форму.
Чтобы сохранить высотный приоритет колокольни, все другие колокольни на Руси должны были строить на метр ниже. Вплоть до конца XIX века, когда был возведен храм Христа Спасителя, «Иван Великий» оставался самым высоким сооружением в Москве. Что касается его цвета, изначально это был красный облицовочный кирпич, а в XVIII веке ансамбль колокольни покрасили в нарядный белый цвет.
Придя в 1812 году в Москву, Наполеон решил уничтожить этот архитектурный памятник. Сначала французы сняли крест с колокольни, полагая, что он целиком золотой. Но оказалось, только позолоченный. Мародеры содрали позолоту и бросили крест у стен колокольни. При отходе французов из Москвы саперы по приказу Наполеона подорвали «Ивана Великого». Успенская звонница и Филаретова пристройка были полностью разрушены, а колокольня дала трещину, но устояла. В некоторых местах размер трещин был такой, что в них можно было просунуть руку. В 1814-1815 годах все строения восстановили с некоторыми отклонениями от первоначального облика. Автором проекта был Жилярди. В таком виде ансамбль колокольни Ивана Великого и предстает сегодня перед нами.
Источник фотографий: Russia.Travel
Почти век, начиная с 1918 года, внутреннее пространство колокольни Ивана Великого, самого высокого сооружения Московского Кремля, было недоступно для туристов. Любоваться башней можно было только снаружи. Сегодня в отреставрированной колокольне открыты музей истории Кремля и смотровая площадка. Ознакомившись с музейной экспозицией, экскурсанты поднимаются по каменной винтовой лестнице на гульбище, расположенное на высоте 25 метров, и замирают в восхищении.
Ансамбль колокольни Ивана Великого объединяет собственно колокольню, Успенскую звонницу и Филаретову пристройку. Из летописи известно, что ранее на этом месте стояла церковь Иоанна Лествичника, построенная в 1329 году при Иване Калите в честь его святого покровителя. Это был второй по времени постройки каменный храм в Москве. В 1505-1508 годах на его месте возвели новую трехъярусную церковь-колокольню – восьмерик на восьмерике высотой60 метров. Строительством руководил итальянский архитектор Бон Фрязин. Зодчий создал удивительную конструкцию фундамента. Она представляла собой ступенчатую пирамиду, образованную близко забитыми друг к другу сваями. Такие фундаменты закладывали в Венеции. А вот внешний вид колокольни отличается от итальянских башен. Они имеют в плане круг или прямоугольник. А здесь – восьмигранник. В нижнем ярусе колокольни был размещен престол старого храма Иоанна Лествичника, отчего она и получила название «Иван Великий». Колокольня стала главной дозорной башней Кремля. С нее хорошо обозревалась Москва и ее окрестности. Приближающихся врагов можно было увидеть за30 километров.
В 1532-1552 годах к «Ивану Великому» присоединили церковь Вознесения Господня (проект итальянского зодчего Петрока Малого), которую в конце XVII века преобразовали в звонницу, названную Успенской. В 1624 году комплекс дополнила Филаретова пристройка (архитектор Бажен Огурцов) – еще одна звонница, но с шатровым верхом.
В 1600 году Борис Годунов, решив воздвигнуть в Кремле Вселенский храм по образу Иерусалимского, приказал увеличить размеры колокольни, чтобы она соответствовала столь масштабному проекту. «Ивана Великого» надстроили, добавив высокий барабан с золоченым куполом. В результате высота колокольни вместе с крестом достигла81 метра. При этом башня выглядит необычайно легкой и стройной. Такое впечатление создается благодаря специально просчитанной композиции: по мере подъема вверх ярусы уменьшаются в диаметре и по высоте, и каждый имеет слегка выраженную коническую форму.
Чтобы сохранить высотный приоритет колокольни, все другие колокольни на Руси должны были строить на метр ниже. Вплоть до конца XIX века, когда был возведен храм Христа Спасителя, «Иван Великий» оставался самым высоким сооружением в Москве. Что касается его цвета, изначально это был красный облицовочный кирпич, а в XVIII веке ансамбль колокольни покрасили в нарядный белый цвет.
Придя в 1812 году в Москву, Наполеон решил уничтожить этот архитектурный памятник. Сначала французы сняли крест с колокольни, полагая, что он целиком золотой. Но оказалось, только позолоченный. Мародеры содрали позолоту и бросили крест у стен колокольни. При отходе французов из Москвы саперы по приказу Наполеона подорвали «Ивана Великого». Успенская звонница и Филаретова пристройка были полностью разрушены, а колокольня дала трещину, но устояла. В некоторых местах размер трещин был такой, что в них можно было просунуть руку. В 1814-1815 годах все строения восстановили с некоторыми отклонениями от первоначального облика. Автором проекта был Жилярди. В таком виде ансамбль колокольни Ивана Великого и предстает сегодня перед нами.
Источник фотографий: Russia.Travel