Вход
0 отзывов
Собор Спаса Нерукотворного Образа
Кировская область, Киров, городской округ Киров, Первомайский район, Казанская улица, 50
© Яндекс УсловияКак добратьсяAPI

Собор Спаса Нерукотворного Образа

Описание

В старой деревянной Троицкой церкви, на месте которой был выстроен Спасский собор, хранилась икона нерукотворного образа Спасителя. Она имела чудодейственную силу исцелять людей, и молва об этом распространилась по всей Руси. Поэтому царь Алексей Михайлович личным указом велел доставить чудотворную икону в Москву, а в 1647 году сам пронес ее в Кремль к Успенскому собору через Фроловские ворота. С тех пор Фроловские ворота стали именоваться Спасскими, а главная башня Кремля, в честь вятской иконы Спасителя, стала называться Спасской башней. Обратно икону Вятке не вернули, доставили лишь точную ее копию.

Спасский собор был построен на месте Троицкой церкви в 1767 году, но вплоть до конца XVIII века велись его доработки. Этот собор был одним из первых сооружений нового классицистического стиля, пришедшего на смену пышным формам Вятского барокко в последней четверти XVIII столетия. Строительство храма по проекту неизвестного архитектора, хорошо знакомого со столичным зодчеством своего времени, с 1786 года перешло под надзор Ф. М. Рослякова. По его чертежам был установлен иконостас главного храма и приделов, последний из которых освятили только в 1818 году.

Здание, расположенное на гребне спуска, ведущего к реке Вятке, играло заметную роль в планировке старой части города. Возвышаясь среди невысокой застройки, оно стягивало к себе перспективы.

Импозантный двухэтажный собор имеет в плане форму креста. Площадь средокрестия венчал широкий восьмигранник и световой барабанчик с изящной главкой на высоком лотковом куполе. Тенденция к центричности, ясно намеченная в объёмно-пространственном решении здания, нарушена удлинением западного рукава в результате пристройки трапезной и колокольни над папертью. Это ставит постройку в ряд традиционных трёхчастных храмов, решённых «кораблём».

В архитектурном оформлении фасадов, выполненных в духе раннего классицизма, ещё много черт уходящего барокко: восьмигранные объёмы завершений, заглубление окон, расположение их в нишах, активное членение плоскости стен пилястрами и филёнками. Торцы рукавов креста, завершённые треугольными фронтонами, оформлены в виде пилястровых портиков строгого тосканского ордера. Междуэтажный карниз членит здание по горизонтали в соответствии с внутренней организацией пространства. Высокие арочные окна, акцентированные по первому этажу замковыми камнями, ритмично прорезают стены фасадов. Но в декоративном оформлении уже нет пластичных и живописных деталей, присущих стилистике барокко, простые профили карнизов и оконных обрамлений, филёнки над окнами первого этажа и прямоугольные ниши под окнами второго, строгий ритм пилястр, - всё очень лаконично.

Более богаты по своей пластике нижние ярусы колокольни. Эффектно оформлена рустом арка входа с замковым камнем над ней. Пилястры, фланкирующие арку, наложены на крупный руст. По центру фасадов второго яруса колокольни расположены окна в арочных нишах, вписанных ещё в одну нишу - прямоугольную.

Собор был закрыт в 1929 году, его обезглавили и лишили колокольни. Долгое время здание занимали разные учреждения, там размещалось одно время даже общежитие пединститута. В настоящее время идет восстановление храма.


Источник фотографий: Russia.Travel

В старой деревянной Троицкой церкви, на месте которой был выстроен Спасский собор, хранилась икона нерукотворного образа Спасителя. Она имела чудодейственную силу исцелять людей, и молва об этом распространилась по всей Руси. Поэтому царь Алексей Михайлович личным указом велел доставить чудотворную икону в Москву, а в 1647 году сам пронес ее в Кремль к Успенскому собору через Фроловские ворота. С тех пор Фроловские ворота стали именоваться Спасскими, а главная башня Кремля, в честь вятской иконы Спасителя, стала называться Спасской башней. Обратно икону Вятке не вернули, доставили лишь точную ее копию.

Спасский собор был построен на месте Троицкой церкви в 1767 году, но вплоть до конца XVIII века велись его доработки. Этот собор был одним из первых сооружений нового классицистического стиля, пришедшего на смену пышным формам Вятского барокко в последней четверти XVIII столетия. Строительство храма по проекту неизвестного архитектора, хорошо знакомого со столичным зодчеством своего времени, с 1786 года перешло под надзор Ф. М. Рослякова. По его чертежам был установлен иконостас главного храма и приделов, последний из которых освятили только в 1818 году.

Здание, расположенное на гребне спуска, ведущего к реке Вятке, играло заметную роль в планировке старой части города. Возвышаясь среди невысокой застройки, оно стягивало к себе перспективы.

Импозантный двухэтажный собор имеет в плане форму креста. Площадь средокрестия венчал широкий восьмигранник и световой барабанчик с изящной главкой на высоком лотковом куполе. Тенденция к центричности, ясно намеченная в объёмно-пространственном решении здания, нарушена удлинением западного рукава в результате пристройки трапезной и колокольни над папертью. Это ставит постройку в ряд традиционных трёхчастных храмов, решённых «кораблём».

В архитектурном оформлении фасадов, выполненных в духе раннего классицизма, ещё много черт уходящего барокко: восьмигранные объёмы завершений, заглубление окон, расположение их в нишах, активное членение плоскости стен пилястрами и филёнками. Торцы рукавов креста, завершённые треугольными фронтонами, оформлены в виде пилястровых портиков строгого тосканского ордера. Междуэтажный карниз членит здание по горизонтали в соответствии с внутренней организацией пространства. Высокие арочные окна, акцентированные по первому этажу замковыми камнями, ритмично прорезают стены фасадов. Но в декоративном оформлении уже нет пластичных и живописных деталей, присущих стилистике барокко, простые профили карнизов и оконных обрамлений, филёнки над окнами первого этажа и прямоугольные ниши под окнами второго, строгий ритм пилястр, - всё очень лаконично.

Более богаты по своей пластике нижние ярусы колокольни. Эффектно оформлена рустом арка входа с замковым камнем над ней. Пилястры, фланкирующие арку, наложены на крупный руст. По центру фасадов второго яруса колокольни расположены окна в арочных нишах, вписанных ещё в одну нишу - прямоугольную.

Собор был закрыт в 1929 году, его обезглавили и лишили колокольни. Долгое время здание занимали разные учреждения, там размещалось одно время даже общежитие пединститута. В настоящее время идет восстановление храма.


Источник фотографий: Russia.Travel

Отзывы(0)

Отзывов пока нет, будьте первыми!

Подпишись на нашу рассылку новостей!

Нажимая кнопку «Подписаться», вы принимаете правила портала