Вход
0 отзывов
Спиридоновка
Москва, улица Спиридоновка
© Яндекс УсловияКак добратьсяAPI

Спиридоновка

Описание

Эта улица между Бульварным и Садовым кольцами — одно из исторически и архитектурно богатых мест столицы. Здесь расположены три музея и два главных произведения архитектора Федора Шехтеля. 

К 1902 году Фёдор Шехтель закончил основные работы по строительству самого известного памятника русского модерна — особняка Степана Рябушинского, исследователя древнерусской иконописи и выходца из знаменитой купеческой старообрядческой семьи (ул. Спиридоновка, 2/6). Лаконичное двухэтажное здание, облицованное светлой керамической плиткой и украшенное изящным мозаичным фризом с изображениями ирисов, орхидей и других растений, не имеет парадного фасада и сложно поддается визуальному восприятию. Особняк совершенно ассиметричен. Крупные окна, мощные выступающие объемы подъездов, горизонтальный карниз и разноуровневая крыша по отдельности ясны и правильно геометричны, но в совокупности все элементы здания создают сумбурную картину. Главная работа Шехтеля, несмотря на кажущуюся массивность, очень изящна и архитектурно чиста, вероятно, за счет светлой однотонной цветовой гаммы и продуманной композиции. Оригинальны интерьеры особняка Рябушинского: так, центральная лестница напоминает волну, выносящую на первый этаж светильник в виде медузы. Потолок гостиной украшен лепными изображениями полевых и болотных растений, по которым ползут крупные улитки, а капитель колонны второго этажа обвили саламандры и кувшинки. На потайном третьем этаже находится старообрядческая моленная. Она украшена ковровой росписью в неорусском стиле, соединившем ранневизантийские и древнерусские элементы с модерном.

После революции в здании разместился Наркомат иностранных дел, еле-еле выдерживавший наплыв спасавшихся из России иностранных граждан. Затем некоторое время особняк занимал Госиздат, куда нередко заходили поэты Есенин, Маяковский и Брюсов. В 1931 в СССР вернулся из Италии Максим Горький, до приезда которого ходили слухи, что руководство страны собирается его поселить чуть ли не в храм или дворец. Поселили, по словам самого Горького, в «нелепый дом» — усадьбу Рябушинского. Автор пьесы о московских нищих «На дне» велел убрать камин с барельефом женщины-бабочки, свою комнату называл «спальней балерины». То есть в целом первое время был недоволен особняком. В саду Горький по вечерам разводил костры, а в бывших купеческих залах принимал гостей — Николая Бухарина, Самуила Маршака, Ромена Роллана и Иосифа Сталина. Сейчас в особняке — Музей-квартира Горького.

На втором этаже флигеля Рябушинских, в бывших помещениях для прислуги, в 1942 году поселился автор романов «Пётр I» и «Хождение по мукам» Алексей Толстой. Музей писателя открылся в 1987 году. В комнатах сохранились старинная мебель и отдельные произведения искусства из личной коллекции Толстого.

По периметру дома 4, построенного в 1900 году, улица резко изгибается. В 2009-м в бывшем владении купца Петра Эрлангера открылся «Дом иконы на Спиридоновке» — трехэтажный музей византийского, греческого и русского, в основном новгородского и северного, религиозного искусства. На экспозиции, посвященной истории улицы, можно увидеть макет разрушенной в 1930 году церкви Спиридона, прочитать допрос расстрелянного настоятеля храма Ивана Янушева. Кстати, музей открыт до 22 часов, что является большой редкостью.

Соседний дом, номер 6, до революции принадлежал семье Марконет и был построен в 1875 году. В двухэтажном здании останавливался Александр Блок с супругой Любовью Менделеевой. Друг поэта и племянник Александры Марконет Сергей Соловьев водил молодую пару по кремлевским соборам и московским монастырям, а по вечерам они устраивали дома собрания, на которых часто бывал Андрей Белый.

Напротив (в доме 3/5) сохранились палаты XVII века, в которых, по-видимому, располагался приказ Гранатного двора — учреждения допетровской эпохи, где изготавливали и хранили заряды для пушек и другие боеприпасы. Палаты несколько раз горели, перестраивались и видоизменялись. Тем не менее сохранились некоторые оконные проемы, своды первого этажа, междуэтажные и венчающие карнизы, относящиеся к 1670-м годам.

Угловой дом под номером 9/2 был построен в 1902 году для купцов Армянских. В массивном здании-утюге, сформировавшем облик Спиридоновки, снимал квартиру писатель Борис Зайцев. С 1906 года у него часто собирались журналисты, редакторы, издатели и, конечно же, литераторы — Вересаев, Ходасевич, Бунин. Зайцев писал: «Жила молодежь бойкой и веселой, может быть, и несколько распущенной жизнью, но обычной в возрасте этом: богемно, с бродяжничеством по кабачкам, романами…». Именно на литературном вечере в этом доме нобелевский лауреат Иван Бунин познакомился со своей женой Верой Муромцевой. С начала 1930-х годов в этом же доме, в коммуналке, жила известная поэтесса и переводчица Мария Петровых, в которую был безответно влюблен Осип Мандельштам. У Марии, как вспоминает ее сестра Екатерина, литературная Москва того времени танцевала фокстрот, сдвигая все, что можно было сдвинуть, в угол.

В 1906 году архитектор Петр Бойцов завершает строительство собственного четырехэтажного доходного дома (номер 14). Неоготическое здание с элементами романского стиля увенчано скульптурой льва, победившего дракона. Сейчас здесь располагается консульство Греции. А в доме 11 — посольство Перу. Особняк, построенный архитектором Иваном Бони в 1904 году, своей асимметрией напоминает дом Рябушинского, однако лишен декора и значительно уступает ему в размерах. Здание привлекает архитектурной сдержанностью и простотой, ясной геометрией и светлым благородным цветом. Выступающий объем парадного входа — главный композиционный элемент особняка. До революции дом принадлежал оториноларингологу Агапиту Беляеву, услугами которого пользовался Фёдор Шаляпин.

В 1930 году советские власти приняли решение о сносе возведенной в 1630-х годах и затем несколько раз перестраиваемой церкви Спиридона на Козьем Болоте. Через некоторое время на ее месте известный конструктивист Илья Голосов возвел из теплобетона пятиэтажный угловой дом (24/1) с аллегорическими изображениями науки, техники и искусства.

Дом номер 17 построен Фёдором Шехтелем в стиле английской неоготики в 1898 году для известного промышленника и мецената Саввы Морозова. На новоселье пел Фёдор Шаляпин и присутствовал Михаил Врубель, создавший огромный витраж «Встреча рыцаря-победителя». Максим Горький, находившийся в дружеских отношениях с хозяином, писал впоследствии: «Внешний вид его дома на Спиридоновке напоминал мне скучный и огромный мавзолей, зачем-то построенный не на кладбище, а в улице». В спальне хозяйки писатель нашел «устрашающее количество севрского фарфора». После самоубийства Морозова особняк приобрел брат Степана Рябушинского Михаил.

В 1908 году будущий известный архитектор, строивший в советское время в стиле неоклассики, Иван Жолтовский создал одно из лучших своих произведений — особняк для армянских купцов Тарасовых (дом 30). Здание воспроизводит ренессансный дворец XVI века итальянца Андреа Палладио в Виченце. Как для палаццо Тьене, так и для московского особняка характерна крупная рустовка первого этажа, темная цветовая гамма, композиционная ясность. Сейчас в бывшем владении Тарасовых находится Институт Африки. 

В конце Спиридоновки, там, где улица граничит с Садовым кольцом, в начале XX века появилось несколько доходных домов. Один из них, построенный Николаем Жериховым в 1910 году, отличается особенным изяществом. Центральная часть дома 36 покрыта традиционной для московского модерна коричневой керамической плиткой. Под карнизом находится темно-синий и бирюзовый майоликовый фриз с пятью изображениями летящей чайки. При быстром просмотре рисунков птица приходит в движение, как в мультфильме. 


Источник фотографий: Russia.Travel

Эта улица между Бульварным и Садовым кольцами — одно из исторически и архитектурно богатых мест столицы. Здесь расположены три музея и два главных произведения архитектора Федора Шехтеля. 

К 1902 году Фёдор Шехтель закончил основные работы по строительству самого известного памятника русского модерна — особняка Степана Рябушинского, исследователя древнерусской иконописи и выходца из знаменитой купеческой старообрядческой семьи (ул. Спиридоновка, 2/6). Лаконичное двухэтажное здание, облицованное светлой керамической плиткой и украшенное изящным мозаичным фризом с изображениями ирисов, орхидей и других растений, не имеет парадного фасада и сложно поддается визуальному восприятию. Особняк совершенно ассиметричен. Крупные окна, мощные выступающие объемы подъездов, горизонтальный карниз и разноуровневая крыша по отдельности ясны и правильно геометричны, но в совокупности все элементы здания создают сумбурную картину. Главная работа Шехтеля, несмотря на кажущуюся массивность, очень изящна и архитектурно чиста, вероятно, за счет светлой однотонной цветовой гаммы и продуманной композиции. Оригинальны интерьеры особняка Рябушинского: так, центральная лестница напоминает волну, выносящую на первый этаж светильник в виде медузы. Потолок гостиной украшен лепными изображениями полевых и болотных растений, по которым ползут крупные улитки, а капитель колонны второго этажа обвили саламандры и кувшинки. На потайном третьем этаже находится старообрядческая моленная. Она украшена ковровой росписью в неорусском стиле, соединившем ранневизантийские и древнерусские элементы с модерном.

После революции в здании разместился Наркомат иностранных дел, еле-еле выдерживавший наплыв спасавшихся из России иностранных граждан. Затем некоторое время особняк занимал Госиздат, куда нередко заходили поэты Есенин, Маяковский и Брюсов. В 1931 в СССР вернулся из Италии Максим Горький, до приезда которого ходили слухи, что руководство страны собирается его поселить чуть ли не в храм или дворец. Поселили, по словам самого Горького, в «нелепый дом» — усадьбу Рябушинского. Автор пьесы о московских нищих «На дне» велел убрать камин с барельефом женщины-бабочки, свою комнату называл «спальней балерины». То есть в целом первое время был недоволен особняком. В саду Горький по вечерам разводил костры, а в бывших купеческих залах принимал гостей — Николая Бухарина, Самуила Маршака, Ромена Роллана и Иосифа Сталина. Сейчас в особняке — Музей-квартира Горького.

На втором этаже флигеля Рябушинских, в бывших помещениях для прислуги, в 1942 году поселился автор романов «Пётр I» и «Хождение по мукам» Алексей Толстой. Музей писателя открылся в 1987 году. В комнатах сохранились старинная мебель и отдельные произведения искусства из личной коллекции Толстого.

По периметру дома 4, построенного в 1900 году, улица резко изгибается. В 2009-м в бывшем владении купца Петра Эрлангера открылся «Дом иконы на Спиридоновке» — трехэтажный музей византийского, греческого и русского, в основном новгородского и северного, религиозного искусства. На экспозиции, посвященной истории улицы, можно увидеть макет разрушенной в 1930 году церкви Спиридона, прочитать допрос расстрелянного настоятеля храма Ивана Янушева. Кстати, музей открыт до 22 часов, что является большой редкостью.

Соседний дом, номер 6, до революции принадлежал семье Марконет и был построен в 1875 году. В двухэтажном здании останавливался Александр Блок с супругой Любовью Менделеевой. Друг поэта и племянник Александры Марконет Сергей Соловьев водил молодую пару по кремлевским соборам и московским монастырям, а по вечерам они устраивали дома собрания, на которых часто бывал Андрей Белый.

Напротив (в доме 3/5) сохранились палаты XVII века, в которых, по-видимому, располагался приказ Гранатного двора — учреждения допетровской эпохи, где изготавливали и хранили заряды для пушек и другие боеприпасы. Палаты несколько раз горели, перестраивались и видоизменялись. Тем не менее сохранились некоторые оконные проемы, своды первого этажа, междуэтажные и венчающие карнизы, относящиеся к 1670-м годам.

Угловой дом под номером 9/2 был построен в 1902 году для купцов Армянских. В массивном здании-утюге, сформировавшем облик Спиридоновки, снимал квартиру писатель Борис Зайцев. С 1906 года у него часто собирались журналисты, редакторы, издатели и, конечно же, литераторы — Вересаев, Ходасевич, Бунин. Зайцев писал: «Жила молодежь бойкой и веселой, может быть, и несколько распущенной жизнью, но обычной в возрасте этом: богемно, с бродяжничеством по кабачкам, романами…». Именно на литературном вечере в этом доме нобелевский лауреат Иван Бунин познакомился со своей женой Верой Муромцевой. С начала 1930-х годов в этом же доме, в коммуналке, жила известная поэтесса и переводчица Мария Петровых, в которую был безответно влюблен Осип Мандельштам. У Марии, как вспоминает ее сестра Екатерина, литературная Москва того времени танцевала фокстрот, сдвигая все, что можно было сдвинуть, в угол.

В 1906 году архитектор Петр Бойцов завершает строительство собственного четырехэтажного доходного дома (номер 14). Неоготическое здание с элементами романского стиля увенчано скульптурой льва, победившего дракона. Сейчас здесь располагается консульство Греции. А в доме 11 — посольство Перу. Особняк, построенный архитектором Иваном Бони в 1904 году, своей асимметрией напоминает дом Рябушинского, однако лишен декора и значительно уступает ему в размерах. Здание привлекает архитектурной сдержанностью и простотой, ясной геометрией и светлым благородным цветом. Выступающий объем парадного входа — главный композиционный элемент особняка. До революции дом принадлежал оториноларингологу Агапиту Беляеву, услугами которого пользовался Фёдор Шаляпин.

В 1930 году советские власти приняли решение о сносе возведенной в 1630-х годах и затем несколько раз перестраиваемой церкви Спиридона на Козьем Болоте. Через некоторое время на ее месте известный конструктивист Илья Голосов возвел из теплобетона пятиэтажный угловой дом (24/1) с аллегорическими изображениями науки, техники и искусства.

Дом номер 17 построен Фёдором Шехтелем в стиле английской неоготики в 1898 году для известного промышленника и мецената Саввы Морозова. На новоселье пел Фёдор Шаляпин и присутствовал Михаил Врубель, создавший огромный витраж «Встреча рыцаря-победителя». Максим Горький, находившийся в дружеских отношениях с хозяином, писал впоследствии: «Внешний вид его дома на Спиридоновке напоминал мне скучный и огромный мавзолей, зачем-то построенный не на кладбище, а в улице». В спальне хозяйки писатель нашел «устрашающее количество севрского фарфора». После самоубийства Морозова особняк приобрел брат Степана Рябушинского Михаил.

В 1908 году будущий известный архитектор, строивший в советское время в стиле неоклассики, Иван Жолтовский создал одно из лучших своих произведений — особняк для армянских купцов Тарасовых (дом 30). Здание воспроизводит ренессансный дворец XVI века итальянца Андреа Палладио в Виченце. Как для палаццо Тьене, так и для московского особняка характерна крупная рустовка первого этажа, темная цветовая гамма, композиционная ясность. Сейчас в бывшем владении Тарасовых находится Институт Африки. 

В конце Спиридоновки, там, где улица граничит с Садовым кольцом, в начале XX века появилось несколько доходных домов. Один из них, построенный Николаем Жериховым в 1910 году, отличается особенным изяществом. Центральная часть дома 36 покрыта традиционной для московского модерна коричневой керамической плиткой. Под карнизом находится темно-синий и бирюзовый майоликовый фриз с пятью изображениями летящей чайки. При быстром просмотре рисунков птица приходит в движение, как в мультфильме. 


Источник фотографий: Russia.Travel

Отзывы(0)

Отзывов пока нет, будьте первыми!

Подпишись на нашу рассылку новостей!

Нажимая кнопку «Подписаться», вы принимаете правила портала