Свадебная церемония тувинцев проходит по древним обычаям и традициям: все от наряда невесты до благопожеланий молодоженам имеет свой определенный смысл.
Празднично одетая невеста в свадебном головном уборе «думаалай» в сопровождении родителей и родственников отправлялась в аал (чабанскую стоянку) жениха. Лошадь невесты обязательно должна была быть белой масти. На половине пути свадебную процессию встречали гонцы жениха. По дороге участники свадьбы останавливались на перевалах и священных местах, делали жертвоприношения духам-хозяевам. Подъехав к аалу, свадебный кортеж невесты трижды объезжал юрту жениха по солнцу. В этом ритуальном действии сохранились отголоски поклонения солнцу.
Собравшиеся с почетом встречали гостей. Прибывшей невесте и ее родителям мать жениха подавала на ритуальном шелковом платке «кадак» пиалы с молоком. Среди встречающих со стороны жениха должны быть уважаемые и красноречивые люди. После встречи невесты и ее родственников начиналась «куда» — традиционная тувинская свадьба, которая длилась три-четыре дня, знаменуя собой начало семейной жизни молодых. Как и в свадебных обрядах многих народов, день свадьбы у тувинцев составлял кульминационный момент всего обряда. На свадебном пиру и связанных с ним обрядах — благословении новой юрты молодоженов «өг йөрээри», благословении невесты «келин алгаары» — произносились благопожелания «йөрээлдер», которые являлись основным вербальным компонентом ритуалов.
В цикле традиционной свадебной обрядности один из наиболее интересных — обряд благословения новой юрты молодоженов. По народным воззрениям считалось, что молодожены, как и все новое, неокрепшее и молодое, сильнее подвержены влияниям злых сил. Поэтому, чтобы оградить их от возможных несчастий, а также чтобы благословить первое жилье молодых, произносились специальные благословения в честь новой юрты. Основным семантическим назначением юрты было обеспечение здоровья, плодовитости, благополучия ее обитателей. Важное значение в данном обряде отводилось благопожеланиям о семейном благополучии. Их произносил почтенный старик, называя и смазывая куском вареного курдюка самые значимые для жизни места юрты.
Завершением свадьбы считалось проведение специального обряда «алгыш», или «уруг алгаары» (благословение невесты), который представлял собой драматизированное действо. В ходе этого обряда невеста приобщалась к семейному очагу рода жениха, а также «знакомилась» с родственниками мужа. Невеста в свадебном головном уборе «думаалай» должна была идти, неся на вытянутых руках пиалу молока, с «хромой» старухой «аксак-кадай», которая нарочно прихрамывала, опираясь на топор. Они останавливались возле юрты, где невесту встречали родственники жениха. Невеста подавала пиалу с молоком подходившему родственнику мужа. Тот, отпив сначала глоток молока, держа в руках пиалу, начинал благословлять молодую. И только после произнесения добрых пожеланий йөрээлчи подносил пиалу невесте. Невеста, в свою очередь, три раза обходила очаг и «угощала» огонь, то есть поклонялась огню. Совершая обряд поклонения домашнему очагу, невеста тем самым просила божество огня принять ее под свое покровительство как нового члена семьи и рода.
Источник фотографий: Russia.Travel
Свадебная церемония тувинцев проходит по древним обычаям и традициям: все от наряда невесты до благопожеланий молодоженам имеет свой определенный смысл.
Празднично одетая невеста в свадебном головном уборе «думаалай» в сопровождении родителей и родственников отправлялась в аал (чабанскую стоянку) жениха. Лошадь невесты обязательно должна была быть белой масти. На половине пути свадебную процессию встречали гонцы жениха. По дороге участники свадьбы останавливались на перевалах и священных местах, делали жертвоприношения духам-хозяевам. Подъехав к аалу, свадебный кортеж невесты трижды объезжал юрту жениха по солнцу. В этом ритуальном действии сохранились отголоски поклонения солнцу.
Собравшиеся с почетом встречали гостей. Прибывшей невесте и ее родителям мать жениха подавала на ритуальном шелковом платке «кадак» пиалы с молоком. Среди встречающих со стороны жениха должны быть уважаемые и красноречивые люди. После встречи невесты и ее родственников начиналась «куда» — традиционная тувинская свадьба, которая длилась три-четыре дня, знаменуя собой начало семейной жизни молодых. Как и в свадебных обрядах многих народов, день свадьбы у тувинцев составлял кульминационный момент всего обряда. На свадебном пиру и связанных с ним обрядах — благословении новой юрты молодоженов «өг йөрээри», благословении невесты «келин алгаары» — произносились благопожелания «йөрээлдер», которые являлись основным вербальным компонентом ритуалов.
В цикле традиционной свадебной обрядности один из наиболее интересных — обряд благословения новой юрты молодоженов. По народным воззрениям считалось, что молодожены, как и все новое, неокрепшее и молодое, сильнее подвержены влияниям злых сил. Поэтому, чтобы оградить их от возможных несчастий, а также чтобы благословить первое жилье молодых, произносились специальные благословения в честь новой юрты. Основным семантическим назначением юрты было обеспечение здоровья, плодовитости, благополучия ее обитателей. Важное значение в данном обряде отводилось благопожеланиям о семейном благополучии. Их произносил почтенный старик, называя и смазывая куском вареного курдюка самые значимые для жизни места юрты.
Завершением свадьбы считалось проведение специального обряда «алгыш», или «уруг алгаары» (благословение невесты), который представлял собой драматизированное действо. В ходе этого обряда невеста приобщалась к семейному очагу рода жениха, а также «знакомилась» с родственниками мужа. Невеста в свадебном головном уборе «думаалай» должна была идти, неся на вытянутых руках пиалу молока, с «хромой» старухой «аксак-кадай», которая нарочно прихрамывала, опираясь на топор. Они останавливались возле юрты, где невесту встречали родственники жениха. Невеста подавала пиалу с молоком подходившему родственнику мужа. Тот, отпив сначала глоток молока, держа в руках пиалу, начинал благословлять молодую. И только после произнесения добрых пожеланий йөрээлчи подносил пиалу невесте. Невеста, в свою очередь, три раза обходила очаг и «угощала» огонь, то есть поклонялась огню. Совершая обряд поклонения домашнему очагу, невеста тем самым просила божество огня принять ее под свое покровительство как нового члена семьи и рода.
Источник фотографий: Russia.Travel