Вход
0 отзывов
Тувинский национальный костюм
Республика Тыва, Каа-Хемский кожуун
© Яндекс УсловияКак добратьсяAPI

Тувинский национальный костюм

Описание

В комплекс традиционного тувинского костюма на протяжении веков входят халат (тон), пояс (кур), головной убор (бөрт), безрукавная одежда (кандаазын, шегедек, хөректээш), короткополая куртка (хурме), брюки (чүвүр), сапоги (идик), носки (ук), наколенники (дешки), муфта (чүлдүргүүш), подвески поясные (дерги) и украшения (каасталга).

Национальную верхнюю одежду — длинный халат (стеганые мужское и женское пальто, шубы, тулупы, халаты) с запахом на правую сторону и двумя застёжками, на плече и под мышкой, тувинцы называли общим названием «тон». Тон подпоясывается поясом кур. Мужской и женский костюмы различались головными уборами и украшениями.

Покрой тувинской одежды был связан с условиями и образом жизни населения. Одежда была демисезонной, летней, зимней, но различалась и по своему назначению: повседневная, праздничная, промысловая, культовая, ритуальная, спортивная.

Зимой носили хураган кежи тон и тодарлыг тон. Шили их из разных шкурок подросших ягнят и всегда покрывали тканью, которая прошивалась мелкими стежками. Внутренняя меховая часть должна была иметь одинаковую длину ворса, равномерную густую шерсть и сочетание по цвету. При цветовом подборе шкурок учитывалась естественная гамма шерсти ягнят: серых, черных, коричневых.

Наиболее популярны зимой были шубы негей тон и аскыр негей тон. Они не покрывались тканью, то есть были нагольными.Негей тон изготовлялся из шкур взрослых особей баранов, овец, домашних коз, причем использовались шкуры животных, перенесших зиму, поскольку качество их шерсти было лучше. В самое суровое морозное время носили аскыр негей тон; он был несколько больше в размере по сравнению с негей тон, потому что изготовлялся из шкур баранов 3-4 летнего возраста, шерстяной покров которых был особенно густым.

Зимняя одежда была темной, а летние ткани — более светлых расцветок. Летом население пользовалось видами халатов терлиг тон, шыва тон, эдектиг тон, объединенных общим названием чайгы тон. Они шились из ткани с тканевой же подкладкой.

Символы и цвета в национальных костюмах тувинцев тоже имели особый смысл. Среди них можно выделить систему символов цвета. Следует сказать, что в этом смысле у тувинцев есть много общего с культурой других народов, в частности, с монголами, тибетцами.

Самые распространенные цвета в национальной одежде тувинцев — белый, черный, красный, желтый, синий, зеленый, коричневый. У каждого из них свое значение. Во главе системы цветов стоит белый цвет, «цвет-мать» — самый священный и желанный, символ чистоты, благородства, благополучия, богатства, добра, почета. Самое высокое положение занимает белая пища, скотина белой масти, белая юрта, человек с белой душой, белая одежда.

Противопоставляется белому цвету черный. Если в тибетской системе он однозначно олицетворял все злое и мрачное, то в тувинской символике, как и монгольской, он противоречив. Для тувинцев черный цвет, с одной стороны, — это зло, несчастье, сокрушающая сила, нищета, с другой стороны, — несметные богатства, неисчислимое множество, чистота природных явлений. Кроме того, черный в одежде применяла часть народа, жившая на севере и отколовшаяся от своего основного этнического состава. В одежде этот цвет использовали, желая, с одной стороны, призвать силу и богатство, с другой стороны — выразить принадлежность хозяина одежды к северной стороне света.

Остальные цвета — это «цвета-отцы»: красный, синий, зеленый, желтый и производные от них «цвета-дети»: розовый, голубой и другие. Они обладали не таким обширным комплексом значений, как белый и черный цвета. Красный цвет символизирует радость, благополучие, синий — удачу, победу, золотой и желтый — святость, божественность, высшую исключительность.


Источник фотографий: Russia.Travel

В комплекс традиционного тувинского костюма на протяжении веков входят халат (тон), пояс (кур), головной убор (бөрт), безрукавная одежда (кандаазын, шегедек, хөректээш), короткополая куртка (хурме), брюки (чүвүр), сапоги (идик), носки (ук), наколенники (дешки), муфта (чүлдүргүүш), подвески поясные (дерги) и украшения (каасталга).

Национальную верхнюю одежду — длинный халат (стеганые мужское и женское пальто, шубы, тулупы, халаты) с запахом на правую сторону и двумя застёжками, на плече и под мышкой, тувинцы называли общим названием «тон». Тон подпоясывается поясом кур. Мужской и женский костюмы различались головными уборами и украшениями.

Покрой тувинской одежды был связан с условиями и образом жизни населения. Одежда была демисезонной, летней, зимней, но различалась и по своему назначению: повседневная, праздничная, промысловая, культовая, ритуальная, спортивная.

Зимой носили хураган кежи тон и тодарлыг тон. Шили их из разных шкурок подросших ягнят и всегда покрывали тканью, которая прошивалась мелкими стежками. Внутренняя меховая часть должна была иметь одинаковую длину ворса, равномерную густую шерсть и сочетание по цвету. При цветовом подборе шкурок учитывалась естественная гамма шерсти ягнят: серых, черных, коричневых.

Наиболее популярны зимой были шубы негей тон и аскыр негей тон. Они не покрывались тканью, то есть были нагольными.Негей тон изготовлялся из шкур взрослых особей баранов, овец, домашних коз, причем использовались шкуры животных, перенесших зиму, поскольку качество их шерсти было лучше. В самое суровое морозное время носили аскыр негей тон; он был несколько больше в размере по сравнению с негей тон, потому что изготовлялся из шкур баранов 3-4 летнего возраста, шерстяной покров которых был особенно густым.

Зимняя одежда была темной, а летние ткани — более светлых расцветок. Летом население пользовалось видами халатов терлиг тон, шыва тон, эдектиг тон, объединенных общим названием чайгы тон. Они шились из ткани с тканевой же подкладкой.

Символы и цвета в национальных костюмах тувинцев тоже имели особый смысл. Среди них можно выделить систему символов цвета. Следует сказать, что в этом смысле у тувинцев есть много общего с культурой других народов, в частности, с монголами, тибетцами.

Самые распространенные цвета в национальной одежде тувинцев — белый, черный, красный, желтый, синий, зеленый, коричневый. У каждого из них свое значение. Во главе системы цветов стоит белый цвет, «цвет-мать» — самый священный и желанный, символ чистоты, благородства, благополучия, богатства, добра, почета. Самое высокое положение занимает белая пища, скотина белой масти, белая юрта, человек с белой душой, белая одежда.

Противопоставляется белому цвету черный. Если в тибетской системе он однозначно олицетворял все злое и мрачное, то в тувинской символике, как и монгольской, он противоречив. Для тувинцев черный цвет, с одной стороны, — это зло, несчастье, сокрушающая сила, нищета, с другой стороны, — несметные богатства, неисчислимое множество, чистота природных явлений. Кроме того, черный в одежде применяла часть народа, жившая на севере и отколовшаяся от своего основного этнического состава. В одежде этот цвет использовали, желая, с одной стороны, призвать силу и богатство, с другой стороны — выразить принадлежность хозяина одежды к северной стороне света.

Остальные цвета — это «цвета-отцы»: красный, синий, зеленый, желтый и производные от них «цвета-дети»: розовый, голубой и другие. Они обладали не таким обширным комплексом значений, как белый и черный цвета. Красный цвет символизирует радость, благополучие, синий — удачу, победу, золотой и желтый — святость, божественность, высшую исключительность.


Источник фотографий: Russia.Travel

Отзывы(0)

Отзывов пока нет, будьте первыми!

Подпишись на нашу рассылку новостей!

Нажимая кнопку «Подписаться», вы принимаете правила портала