Вход
0 отзывов
Восхваление танцующего
Республика Калмыкия, Элиста, городской округ Элиста, улица В.И. Ленина
© Яндекс УсловияКак добратьсяAPI

Восхваление танцующего

Категории

Описание

В устно-поэтическом наследии калмыцкого народа представлены такие универсальные жанры, как героический эпос, сказки, легенды, предания, песни, пословицы, поговорки, загадки.

Имеются в нем и своеобразные жанры: йорял (благопожелание), магтал (восхваление), харал (проклятие), яс кемялген (сказывание по кости), «72 худл» («72 небылицы»), шаваш (восхваление танцующего).

Шаваши издавна привлекают внимание составителей фольклорных сборников, являются предметом специального изучения. Хореограф Тамара Бадмаева, наряду с изучением и записью калмыцких танцев в различных районах Калмыкии, зафиксировала образцы шавашей, дала их фольклорно-этнографическое описание и определение: «стихотворные миниатюры, выкрикиваемые в ритмах музыкального сопровождения и танцевального движения».  

Шаваши известны под названием «биигин магталмуд» (танцевальные восхваления). Их функция состоит в том, чтобы подбадривать танцующих во время танца, в отличие от другого малого жанра калмыцкого фольклора — магталов — восхвалений.  

Бытовал обычай одаривания лучших танцоров монетами, которые зрители, участники того или иного праздника бросали в деревянный корпус калмыцкой домбры или в стык верхней и нижней решеток кибитки, произнеся предварительно шаваш. Поэтому применительно к шавашам употребляют глагол «хайх» (бросать), «шаваш хайх» — буквально «бросать шаваш», а также глагол «шавашдх». Человек, говорящий шаваш, слегка наклоняется в сторону танцующего и, прихлопывая ладонями в ритм стиха, как бы «бросает» свои слова к его ногам. Каждое четверостишие шаваша завершается подбадривающими восклицаниями: «Хярс!», «Хярсля!», «Хядрис!». В увеличении эмоционального заряда шавашей значительную роль играют поощрительные выкрики «Хядрис, хярс, авад од!» — «Победи его!».

В шавашах через описание одежды танцора получила отражение мифологема человека как символа трехчленного деления мира: «верхний мир — шапка человека, средний — непосредственно одежда, нижний — ноги танцора, обутого в сапоги».  

В фольклорной традиции калмыков в 1980–2000-е годы шаваши претерпели своеобразную эволюцию: зафиксированы образцы исполнения шавашей самим танцором.

В настоящее время наряду с традиционным исполнением артисты народных и государственных ансамблей исполняют шаваши как самостоятельный жанр, вне его связи с танцем. Фиксируется также включение шавашей в структуру музыкальной композиции. Как видно, происходит трансформация жанра шаваш, меняется его функциональная значимость и манера исполнения, но он все еще остается востребованным и в наше время.


Источник фотографий: Russia.Travel

В устно-поэтическом наследии калмыцкого народа представлены такие универсальные жанры, как героический эпос, сказки, легенды, предания, песни, пословицы, поговорки, загадки.

Имеются в нем и своеобразные жанры: йорял (благопожелание), магтал (восхваление), харал (проклятие), яс кемялген (сказывание по кости), «72 худл» («72 небылицы»), шаваш (восхваление танцующего).

Шаваши издавна привлекают внимание составителей фольклорных сборников, являются предметом специального изучения. Хореограф Тамара Бадмаева, наряду с изучением и записью калмыцких танцев в различных районах Калмыкии, зафиксировала образцы шавашей, дала их фольклорно-этнографическое описание и определение: «стихотворные миниатюры, выкрикиваемые в ритмах музыкального сопровождения и танцевального движения».  

Шаваши известны под названием «биигин магталмуд» (танцевальные восхваления). Их функция состоит в том, чтобы подбадривать танцующих во время танца, в отличие от другого малого жанра калмыцкого фольклора — магталов — восхвалений.  

Бытовал обычай одаривания лучших танцоров монетами, которые зрители, участники того или иного праздника бросали в деревянный корпус калмыцкой домбры или в стык верхней и нижней решеток кибитки, произнеся предварительно шаваш. Поэтому применительно к шавашам употребляют глагол «хайх» (бросать), «шаваш хайх» — буквально «бросать шаваш», а также глагол «шавашдх». Человек, говорящий шаваш, слегка наклоняется в сторону танцующего и, прихлопывая ладонями в ритм стиха, как бы «бросает» свои слова к его ногам. Каждое четверостишие шаваша завершается подбадривающими восклицаниями: «Хярс!», «Хярсля!», «Хядрис!». В увеличении эмоционального заряда шавашей значительную роль играют поощрительные выкрики «Хядрис, хярс, авад од!» — «Победи его!».

В шавашах через описание одежды танцора получила отражение мифологема человека как символа трехчленного деления мира: «верхний мир — шапка человека, средний — непосредственно одежда, нижний — ноги танцора, обутого в сапоги».  

В фольклорной традиции калмыков в 1980–2000-е годы шаваши претерпели своеобразную эволюцию: зафиксированы образцы исполнения шавашей самим танцором.

В настоящее время наряду с традиционным исполнением артисты народных и государственных ансамблей исполняют шаваши как самостоятельный жанр, вне его связи с танцем. Фиксируется также включение шавашей в структуру музыкальной композиции. Как видно, происходит трансформация жанра шаваш, меняется его функциональная значимость и манера исполнения, но он все еще остается востребованным и в наше время.


Источник фотографий: Russia.Travel

Отзывы(0)

Отзывов пока нет, будьте первыми!

Подпишись на нашу рассылку новостей!

Нажимая кнопку «Подписаться», вы принимаете правила портала