Вход
0 отзывов
Калмыцкий костюм
Республика Калмыкия, Элиста, городской округ Элиста, улица В.И. Ленина
© Яндекс УсловияКак добратьсяAPI

Калмыцкий костюм

Описание

В ношении традиционной одежды бытовали строгие правила, связанные с добуддийскими представлениями калмыков о жизненной силе человека, заключенной в одежде. Согласно калмыцким поверьям, присутствие души в одежде человека запрещало шить и дарить одежду заранее во избежание вселения в нее злых духов. Одежде калмыки придавали большое значение.

Одинаковый покрой мужской и женской одежды создавал характерный запоминающийся грациозный силуэт с ярко выраженной линией плеча и тонкой талией, что соответствовало представлениям калмыков о красоте.

Так, парадный женский ансамбль составляли верхняя безрукавка цегдг с крылообразной проймой и нижнее платье терлг с длинными буфообразными рукавами и фигурной манжетой нудрма в виде копытца тотемного животного. Платья шили из дорогих, подобранных по контрасту в тоне и цвету тканей, кроме культового желтого. Национальная радужная вышивка зег по краям и подолу безрукавки гармонировала с орнаментированной полочкой нижнего платья терлг, позументом и навесными серебряными и вызолоченными с камнем пуговицами отрезной по линии талии, с пышной юбкой цегдег завязывали на поясе декоративным шнуром бючи с разноцветными кистями цацыг, оставляя открытыми богатую нагрудную вышивку нижнего платья и отложной воротничок рубашки. К платью в области пояса пришивали петли бель для носовых платков, кисета, кошелька, и продевания кос.

В повседневном быту женщины носили простое, без вышивки и декора распашное платье с центральным V-образным запахом слева направо, из-под которого виднелась белая нательная рубашка киилиг с отложным воротником. Халат лавшг свободного кроя с широким длинными рукавами дополнял женский ансамбль.

Цветовая гамма мужской одежды варьировалась от черного, серого, белого до ярких голубого, зеленого, даже пестрого с цветами, богатых праздничных одеяний. Сдержанный синий цвет преобладал в одежде простонародья. В знатных семьях мужчины носили бешмет, имеющий вместо галунов и чехлов для патронов нашивные карманы, и жилет камзал на манер кавказского платья.

Знак социального статуса и кругообразный символ жизненного пути – пояс бюс – гордость, украшение и одновременно защита храброго воина-кочевника и юной владелицы. Звон серебряных монет, подвешенных к поясу девушки, и расшитая цветным бисером, тесьмой и мелкими морскими ракушками подвеска к косе ювон были призваны оберегать от сглаза и отгонять злых духов. Потеря пояса была равнозначна потери чести и достоинства для мужчины. Покрытые растительным узором серебряные черненые пояса князей с выпуклыми сферическими пластинами – образцы высокого ювелирного мастерства калмыцких умельцев. На поясе слева кочевник подвешивал нож в серебряных или кожаных ножнах, пороховницу из воловьего рога, костяной мерный стаканчик для пороха, кожаный мешочек для дроби, ящичек кете для огнива и трута, трубку и кисет носил в кармане или за голенищем сапога. Особенность сафьяновых сапог калмыка-наездника состояла в креплении каблука: подошва нашивалась на него, предохраняя тем самым всадника от сцепления со стременем во время падения. Носок сапог загибали вверх во избежание «ковыряния» земли, запрещаемого добуддийскими верованиями калмыков. На безымянном пальце левой руки мужчина носил кольца, в левом ухе – серебряную или жемчужную серьгу.

Сережка в правом ухе с полудрагоценным камнем эллипсоидной формы, оправленная в серебро, и гагачьим пушком и кольца на мизинцах украшали и оберегали юную калмычку. Оперение крыла птицы напоминал белый кружевной разрез тесерке пышного рукава платья девушки. Примерно с 14 лет голову покрывали круглыми невысокими шапочками джатаг и торцг с круглым красным помпоном наверху. Отточенные формы национального костюма подчеркивала калмыцкая шапочка камчатка в форме бархатной пилотки с обязательной алой кисточкой, расшитой золотой и серебряной гладью. Такие головные уборы носили и замужние женщины до рождения первенца, переходя затем на высокие презентабельные шапки халмаг, символизирующие их состоятельность в продолжении рода.
Проста по форме однотонная повседневная мужская круглая шапка торцг с кусочком пунцового сукна или красной бусинкой наверху. Пожилые калмычки надевали цилиндрическую в основании шапку хаджилга с четырехугольным верхом и кистью зала из красных шелковых нитей в центре. По периметру квадратная верхушка отделывалась серебряным или золотым шнуром. Разнообразные по форме калмыцкие головные уборы гордо несут единый солярный знак этноса – непременный красный верх улан-зала – символ благотворящей силы солнца в зените.


Источник фотографий: Russia.Travel

В ношении традиционной одежды бытовали строгие правила, связанные с добуддийскими представлениями калмыков о жизненной силе человека, заключенной в одежде. Согласно калмыцким поверьям, присутствие души в одежде человека запрещало шить и дарить одежду заранее во избежание вселения в нее злых духов. Одежде калмыки придавали большое значение.

Одинаковый покрой мужской и женской одежды создавал характерный запоминающийся грациозный силуэт с ярко выраженной линией плеча и тонкой талией, что соответствовало представлениям калмыков о красоте.

Так, парадный женский ансамбль составляли верхняя безрукавка цегдг с крылообразной проймой и нижнее платье терлг с длинными буфообразными рукавами и фигурной манжетой нудрма в виде копытца тотемного животного. Платья шили из дорогих, подобранных по контрасту в тоне и цвету тканей, кроме культового желтого. Национальная радужная вышивка зег по краям и подолу безрукавки гармонировала с орнаментированной полочкой нижнего платья терлг, позументом и навесными серебряными и вызолоченными с камнем пуговицами отрезной по линии талии, с пышной юбкой цегдег завязывали на поясе декоративным шнуром бючи с разноцветными кистями цацыг, оставляя открытыми богатую нагрудную вышивку нижнего платья и отложной воротничок рубашки. К платью в области пояса пришивали петли бель для носовых платков, кисета, кошелька, и продевания кос.

В повседневном быту женщины носили простое, без вышивки и декора распашное платье с центральным V-образным запахом слева направо, из-под которого виднелась белая нательная рубашка киилиг с отложным воротником. Халат лавшг свободного кроя с широким длинными рукавами дополнял женский ансамбль.

Цветовая гамма мужской одежды варьировалась от черного, серого, белого до ярких голубого, зеленого, даже пестрого с цветами, богатых праздничных одеяний. Сдержанный синий цвет преобладал в одежде простонародья. В знатных семьях мужчины носили бешмет, имеющий вместо галунов и чехлов для патронов нашивные карманы, и жилет камзал на манер кавказского платья.

Знак социального статуса и кругообразный символ жизненного пути – пояс бюс – гордость, украшение и одновременно защита храброго воина-кочевника и юной владелицы. Звон серебряных монет, подвешенных к поясу девушки, и расшитая цветным бисером, тесьмой и мелкими морскими ракушками подвеска к косе ювон были призваны оберегать от сглаза и отгонять злых духов. Потеря пояса была равнозначна потери чести и достоинства для мужчины. Покрытые растительным узором серебряные черненые пояса князей с выпуклыми сферическими пластинами – образцы высокого ювелирного мастерства калмыцких умельцев. На поясе слева кочевник подвешивал нож в серебряных или кожаных ножнах, пороховницу из воловьего рога, костяной мерный стаканчик для пороха, кожаный мешочек для дроби, ящичек кете для огнива и трута, трубку и кисет носил в кармане или за голенищем сапога. Особенность сафьяновых сапог калмыка-наездника состояла в креплении каблука: подошва нашивалась на него, предохраняя тем самым всадника от сцепления со стременем во время падения. Носок сапог загибали вверх во избежание «ковыряния» земли, запрещаемого добуддийскими верованиями калмыков. На безымянном пальце левой руки мужчина носил кольца, в левом ухе – серебряную или жемчужную серьгу.

Сережка в правом ухе с полудрагоценным камнем эллипсоидной формы, оправленная в серебро, и гагачьим пушком и кольца на мизинцах украшали и оберегали юную калмычку. Оперение крыла птицы напоминал белый кружевной разрез тесерке пышного рукава платья девушки. Примерно с 14 лет голову покрывали круглыми невысокими шапочками джатаг и торцг с круглым красным помпоном наверху. Отточенные формы национального костюма подчеркивала калмыцкая шапочка камчатка в форме бархатной пилотки с обязательной алой кисточкой, расшитой золотой и серебряной гладью. Такие головные уборы носили и замужние женщины до рождения первенца, переходя затем на высокие презентабельные шапки халмаг, символизирующие их состоятельность в продолжении рода.
Проста по форме однотонная повседневная мужская круглая шапка торцг с кусочком пунцового сукна или красной бусинкой наверху. Пожилые калмычки надевали цилиндрическую в основании шапку хаджилга с четырехугольным верхом и кистью зала из красных шелковых нитей в центре. По периметру квадратная верхушка отделывалась серебряным или золотым шнуром. Разнообразные по форме калмыцкие головные уборы гордо несут единый солярный знак этноса – непременный красный верх улан-зала – символ благотворящей силы солнца в зените.


Источник фотографий: Russia.Travel

Отзывы(0)

Отзывов пока нет, будьте первыми!

Подпишись на нашу рассылку новостей!

Нажимая кнопку «Подписаться», вы принимаете правила портала