Одежда социально-классовых групп у хакасов отличалась не покроем, а качеством материала, а мужские и женские наряды различались головными уборами, вышивкой и украшениями: например, ткани с крупными рисунками считались мужскими, а с мелкими — женскими. В хакасских узорах преобладают сочетания стилизованных трёхлистников и роговидный орнамент а также натуральные стебельчатые цветки. В качестве украшений использовались кораллы, раковины каури, серебро.
Одежда для повседневной носки шилась как из местных тканей — холст, полотно, сукно, так и из хлопчатобумажных фабричного производства. Праздничная одежда шилась из шёлковых тканей — камка, атлас, китайка, парча и другие; их привозили в Хакасию купцы из Китая, Средней Азии и России. Ещё во времена Кыргызского государства местные женщины одевались в шерстяные ткани, а богатые надевали еще шелк и парчу. Предпочитали в одежде красные, синие, зелёные, коричневые, бордовые и чёрные цвета. Хакасы не любили жёлтый цвет, он ассоциировался с болезнью малярии и желтухи.
Основным видом нательного белья служили у мужчин рубахи ир когенек, а у женщин платья ипчи когенек. Для повседневной носки их шили из хлопчатобумажных тканей, а праздничные — из шелка. Покрой мужской рубахи напоминал женское платье, разница была только в длине подола. Женщины никогда не подпоясывали платья, за исключением вдов и совсем уж пожилых женщин. Русские платья (килгейек когенек) из-за узкого покроя хакаски не любили носить. Ими совершенно не было воспринято и ношение юбок. Однако под влиянием соседних крестьян в XIX веке среди коренного населения Хакасии стало распространяться нижнее бельё «урбаха» в виде майки из льняного полотна или ситца.
Баи носили мужские халаты — чимче. Повседневные чимче шились из сукна, а праздничные — из плиса или шелка. Мужской халат, как и любая другая мужская верхняя одежда, обязательно подпоясывался шерстяным кушаком — хур, два конца которого, согласно традиции, завязывались и спускались спереди. Замужние женщины поверх праздничного костюма обязательно одевали длинную безрукавку — сигедек. Сигедек шили распашным, с прямым разрезом. Каркас сигедека делали из четырёх слоев ткани, склеенных клейстером, благодаря чему он хорошо сохранял свою форму. Проймы, ворот и полы украшались радужной каймой. Хакасскому сигедеку близки женские безрукавки западных бурят, алтайцев (чегедек) и калмыков (цэгдек). По всей видимости, эта форма одежды ойратского происхождения.
Зимой хакасы носили овчинные шубы тон. Шуба зачастую была единственной и самой важной одеждой человека, с ней связывалось множество различных поверий и обычаев. Вероятно, в более ранние времена шуба являлась универсальной одеждой для всех времён года. Об этом свидетельствуют не только общетюркское название «тон» (от слова «тонанарга» — одеваться), но и этнографические факты. Например, многие бедняки ходили в шубах летом. Причём в жару руки вынимали из рукавов, и шуба держалась на кушаке.
Обязательным украшением свадебного наряда был нагрудник «пого» . Раннее его значение — сильнейший оберег, щит, отвлекающий внимание от женской груди и защищающий от злых духов. Основу делали из куска дублёной кожи в виде полумесяца с закругленными рожками и обтягивали бархатом. На лицевой стороне пришивали перламутровые пуговицы, пространство между которыми заполняли кораллом и бисером в виде кругов, сердечек, трёхлистников и других древних узоров, а также нашивали раковины каури. По нижнему краю пускалась бахрома из бисерных снизок силберге с мелкими серебряными монетками на концах. Согласно хакасскому правилу, «пого» готовили женщины своим дочерям перед свадьбой. Пого относится к одному из дорогостоящих украшений, оно стоило дороже роскошной шубы. Нагрудник пого дошёл до нас из глубины веков. На некоторых каменных изваяниях, как например, Улуг Хуртуях тас, относящихся к окуневской культуре (II тыс.до н.э.), заметно подобное украшение. В настоящее время пого как нагрудное украшение широко распространено среди хакасских женщин, которые надевают его на любой праздник.
Источник фотографий: Russia.Travel
Одежда социально-классовых групп у хакасов отличалась не покроем, а качеством материала, а мужские и женские наряды различались головными уборами, вышивкой и украшениями: например, ткани с крупными рисунками считались мужскими, а с мелкими — женскими. В хакасских узорах преобладают сочетания стилизованных трёхлистников и роговидный орнамент а также натуральные стебельчатые цветки. В качестве украшений использовались кораллы, раковины каури, серебро.
Одежда для повседневной носки шилась как из местных тканей — холст, полотно, сукно, так и из хлопчатобумажных фабричного производства. Праздничная одежда шилась из шёлковых тканей — камка, атлас, китайка, парча и другие; их привозили в Хакасию купцы из Китая, Средней Азии и России. Ещё во времена Кыргызского государства местные женщины одевались в шерстяные ткани, а богатые надевали еще шелк и парчу. Предпочитали в одежде красные, синие, зелёные, коричневые, бордовые и чёрные цвета. Хакасы не любили жёлтый цвет, он ассоциировался с болезнью малярии и желтухи.
Основным видом нательного белья служили у мужчин рубахи ир когенек, а у женщин платья ипчи когенек. Для повседневной носки их шили из хлопчатобумажных тканей, а праздничные — из шелка. Покрой мужской рубахи напоминал женское платье, разница была только в длине подола. Женщины никогда не подпоясывали платья, за исключением вдов и совсем уж пожилых женщин. Русские платья (килгейек когенек) из-за узкого покроя хакаски не любили носить. Ими совершенно не было воспринято и ношение юбок. Однако под влиянием соседних крестьян в XIX веке среди коренного населения Хакасии стало распространяться нижнее бельё «урбаха» в виде майки из льняного полотна или ситца.
Баи носили мужские халаты — чимче. Повседневные чимче шились из сукна, а праздничные — из плиса или шелка. Мужской халат, как и любая другая мужская верхняя одежда, обязательно подпоясывался шерстяным кушаком — хур, два конца которого, согласно традиции, завязывались и спускались спереди. Замужние женщины поверх праздничного костюма обязательно одевали длинную безрукавку — сигедек. Сигедек шили распашным, с прямым разрезом. Каркас сигедека делали из четырёх слоев ткани, склеенных клейстером, благодаря чему он хорошо сохранял свою форму. Проймы, ворот и полы украшались радужной каймой. Хакасскому сигедеку близки женские безрукавки западных бурят, алтайцев (чегедек) и калмыков (цэгдек). По всей видимости, эта форма одежды ойратского происхождения.
Зимой хакасы носили овчинные шубы тон. Шуба зачастую была единственной и самой важной одеждой человека, с ней связывалось множество различных поверий и обычаев. Вероятно, в более ранние времена шуба являлась универсальной одеждой для всех времён года. Об этом свидетельствуют не только общетюркское название «тон» (от слова «тонанарга» — одеваться), но и этнографические факты. Например, многие бедняки ходили в шубах летом. Причём в жару руки вынимали из рукавов, и шуба держалась на кушаке.
Обязательным украшением свадебного наряда был нагрудник «пого» . Раннее его значение — сильнейший оберег, щит, отвлекающий внимание от женской груди и защищающий от злых духов. Основу делали из куска дублёной кожи в виде полумесяца с закругленными рожками и обтягивали бархатом. На лицевой стороне пришивали перламутровые пуговицы, пространство между которыми заполняли кораллом и бисером в виде кругов, сердечек, трёхлистников и других древних узоров, а также нашивали раковины каури. По нижнему краю пускалась бахрома из бисерных снизок силберге с мелкими серебряными монетками на концах. Согласно хакасскому правилу, «пого» готовили женщины своим дочерям перед свадьбой. Пого относится к одному из дорогостоящих украшений, оно стоило дороже роскошной шубы. Нагрудник пого дошёл до нас из глубины веков. На некоторых каменных изваяниях, как например, Улуг Хуртуях тас, относящихся к окуневской культуре (II тыс.до н.э.), заметно подобное украшение. В настоящее время пого как нагрудное украшение широко распространено среди хакасских женщин, которые надевают его на любой праздник.
Источник фотографий: Russia.Travel