Семь первых московских небоскребов (их еще называют «Семь сестер») в 26–32 этажа построены в конце 1940-х — начале 1950-х годов прошлого века по указанию Сталина по единому градостроительному замыслу, в общем архитектурном стиле. Это здания Московского университета (оно самое грандиозное и знаменитое, высотой 238 метров), Министерства иностранных дел, две гостиницы и три жилых и административных комплекса.
Сначала предполагали возвести 8 высоток, которые бы символизировали 800-летие Москвы, праздновавшееся в 1947 году. Именно тогда как один из подарков к предстоящему 70-летию Сталина («праздничный венок Москвы») и были заложены первые камни этих грандиозных строек. Невиданное ранее в СССР многоэтажное архитектурное великолепие послужило бы окружением главной, девятой высотки — Дворца Советов. Ему предназначалось стать высочайшим на тот момент зданием мира (420 метров), украшенным гигантской статуей Ленина, доминирующей над городом.
Смерть Сталина в 1953 году внесла коррективы в решительные градостроительные планы. Высотка почти у самого Кремля, в Зарядье, так и не была построена. Позже, в 1964–69 годах, на ее фундаменте возвели гостиницу «Россия», тоже огромную. Она простояла до 2007 года. Строительство Дворца Советов на месте взорванного большевиками в 1931 году храма Христа Спасителя также заглохло на начальной стадии. На его месте долгие годы был открытый бассейн «Москва», пока в самом конце прошлого века храм не восстановили.
Сталинские высотки имеют архитектурных предшественников. Вдохновение советские зодчие, скорее всего, черпали из градостроительного опыта США начала ХХ века. Если сравнить силуэты МГУ и МИДа с нью-йоркскими Manhattan Municipal Building и Woolworth Building, а Terminal Tower в Кливленде с высоткой на Кудринской площади, можно найти немало общего.
Прообразом «Семи сестер» считают и три павильона (менее масштабных, но схожих по пропорциям), построенных в 1939 году на Всероссийской сельскохозяйственной выставке (позже ВДНХ) по проектам Дмитрия Чечулина. В 1945 году он стал главным архитектором Москвы, руководил разработкой генплана столицы и возведением легендарных высоток. Для их строительства, да еще при заданных скоростных темпах, требовались тысячи рабочих рук. Как это всегда и было в сталинскую эпоху, привлекли заключенных. В подмосковном поселке Солнцево был даже создан спецгородок для строителей-зеков.
Первые московские небоскребы, по замыслу создателей, должны были стать олицетворением могущества СССР, силы советского народа. Каждая высотка — своего рода символ. МГУ — апофеоз науки и будущего страны, студенчества. МИД — авторитет государства на международной арене. Гостиница «Украина» — дружба братских народов. Жилые здания на Котельнической набережной и на Кудринской площади — уважение, почет и забота о лучших людях страны, знаменитостях советского искусства, героях-авиаторах.
В последние годы в Москве построено много элитного жилья, но статус жильцов высоток за полвека не изменился. Иметь здесь квартиру по-прежнему сверхпрестижно, это знак принадлежности к высшему обществу. Хотя, по современным меркам, и размер, и планировка, и инженерное обеспечение апартаментов уже не столь впечатляют, как полвека назад. Интерьер одной из таких квартир, в доме на Котельнической набережной, известен многим россиянам по кинофильму «Москва слезам не верит».
Высотные здания — вершина «сталинского ампира» в городской архитектуре. Словно храмы и каменные пирамиды, они были расставлены в ключевых точках города. Для их строительства высвобождались обширные городские территории, безжалостно сносились целые кварталы исторической застройки, сдвигались улицы. Силуэты высоток до сих пор формируют архитектурный облик российской столицы. Неудивительно, что московские небоскребы всегда привлекали внимание туристов. Проводятся экскурсии «Сталинские высотки».
Комплекс университета на Воробьёвых горах включает 27 сооружений, он окружен ботаническим садом. На каркас здания ушло около 40 тысяч тонн стали, на строительство стен — 175 миллионов кирпичей, 12 тонн весит пятиконечная звезда на шпиле. В здании 68 лифтов. Часы, а у них 4 циферблата, с каждой стороны башни главного корпуса МГУ, — до сих пор одни из крупнейших в Европе. Их стрелки даже длиннее знаменитых кремлевских курантов, а высота цифр — около метра.
Впечатляют ли сейчас подобные цифры? Едва ли. Но раньше архитектурный гигантизм был в новинку, волновал воображение. А вот смотровая площадка на 32-м этаже здания Университета, безусловно, достойна посещения, хотя о ее существовании в Москве знают немногие.
Что еще любопытного в московских высотках? Здание МИД на Смоленской площади может похвастаться огромным железобетонным гербом СССР на фасаде. Кстати, это единственная высотка без пятиконечной звезды на шпиле, ее веса просто не выдержала бы довольно хрупкая башенка. Да и сами башенки «Семи сестер» появились в проектах не сразу, они надстроены опять-таки по распоряжению Сталина, он имел слабость к такому архитектурному излишеству.
В доме на Котельнической набережной можно посетить музей-квартиру великой русской балерины Галины Улановой (1910–1998). Здесь 700 квартир, старинный кинотеатр повторного фильма «Иллюзион». Строительство здания курировал всемогущий Лаврентий Берия. Под домом осталось бомбоубежище на случай ядерной войны.
Две высотки, бывшие раньше гостиницами «Украина» и «Ленинградская», не так давно сменили хозяев, реконструировались и похорошели. Теперь это дорогие и престижные отели мировых гостиничных цепочек.
Иногда к сталинским высоткам причисляют здания Академии наук Латвии в Риге и Дворец культуры и науки в Варшаве, гостиницу в Киеве. В 2006 году в таком же «большом имперском стиле» в Москве, в районе Сокол, построен еще один небоскреб (264,5 метра), на некоторое время он стал самым высоким жилым зданием в Европе.
Помпезные столичные «Семь сестер» эпохи тоталитаризма, украшенные шпилями, башенками и скульптурами, до сих пор вызывают противоречивые оценки. Но представить Москву без них невозможно, как и Париж без Эйфелевой башни.
Источник фотографий: Russia.Travel
Семь первых московских небоскребов (их еще называют «Семь сестер») в 26–32 этажа построены в конце 1940-х — начале 1950-х годов прошлого века по указанию Сталина по единому градостроительному замыслу, в общем архитектурном стиле. Это здания Московского университета (оно самое грандиозное и знаменитое, высотой 238 метров), Министерства иностранных дел, две гостиницы и три жилых и административных комплекса.
Сначала предполагали возвести 8 высоток, которые бы символизировали 800-летие Москвы, праздновавшееся в 1947 году. Именно тогда как один из подарков к предстоящему 70-летию Сталина («праздничный венок Москвы») и были заложены первые камни этих грандиозных строек. Невиданное ранее в СССР многоэтажное архитектурное великолепие послужило бы окружением главной, девятой высотки — Дворца Советов. Ему предназначалось стать высочайшим на тот момент зданием мира (420 метров), украшенным гигантской статуей Ленина, доминирующей над городом.
Смерть Сталина в 1953 году внесла коррективы в решительные градостроительные планы. Высотка почти у самого Кремля, в Зарядье, так и не была построена. Позже, в 1964–69 годах, на ее фундаменте возвели гостиницу «Россия», тоже огромную. Она простояла до 2007 года. Строительство Дворца Советов на месте взорванного большевиками в 1931 году храма Христа Спасителя также заглохло на начальной стадии. На его месте долгие годы был открытый бассейн «Москва», пока в самом конце прошлого века храм не восстановили.
Сталинские высотки имеют архитектурных предшественников. Вдохновение советские зодчие, скорее всего, черпали из градостроительного опыта США начала ХХ века. Если сравнить силуэты МГУ и МИДа с нью-йоркскими Manhattan Municipal Building и Woolworth Building, а Terminal Tower в Кливленде с высоткой на Кудринской площади, можно найти немало общего.
Прообразом «Семи сестер» считают и три павильона (менее масштабных, но схожих по пропорциям), построенных в 1939 году на Всероссийской сельскохозяйственной выставке (позже ВДНХ) по проектам Дмитрия Чечулина. В 1945 году он стал главным архитектором Москвы, руководил разработкой генплана столицы и возведением легендарных высоток. Для их строительства, да еще при заданных скоростных темпах, требовались тысячи рабочих рук. Как это всегда и было в сталинскую эпоху, привлекли заключенных. В подмосковном поселке Солнцево был даже создан спецгородок для строителей-зеков.
Первые московские небоскребы, по замыслу создателей, должны были стать олицетворением могущества СССР, силы советского народа. Каждая высотка — своего рода символ. МГУ — апофеоз науки и будущего страны, студенчества. МИД — авторитет государства на международной арене. Гостиница «Украина» — дружба братских народов. Жилые здания на Котельнической набережной и на Кудринской площади — уважение, почет и забота о лучших людях страны, знаменитостях советского искусства, героях-авиаторах.
В последние годы в Москве построено много элитного жилья, но статус жильцов высоток за полвека не изменился. Иметь здесь квартиру по-прежнему сверхпрестижно, это знак принадлежности к высшему обществу. Хотя, по современным меркам, и размер, и планировка, и инженерное обеспечение апартаментов уже не столь впечатляют, как полвека назад. Интерьер одной из таких квартир, в доме на Котельнической набережной, известен многим россиянам по кинофильму «Москва слезам не верит».
Высотные здания — вершина «сталинского ампира» в городской архитектуре. Словно храмы и каменные пирамиды, они были расставлены в ключевых точках города. Для их строительства высвобождались обширные городские территории, безжалостно сносились целые кварталы исторической застройки, сдвигались улицы. Силуэты высоток до сих пор формируют архитектурный облик российской столицы. Неудивительно, что московские небоскребы всегда привлекали внимание туристов. Проводятся экскурсии «Сталинские высотки».
Комплекс университета на Воробьёвых горах включает 27 сооружений, он окружен ботаническим садом. На каркас здания ушло около 40 тысяч тонн стали, на строительство стен — 175 миллионов кирпичей, 12 тонн весит пятиконечная звезда на шпиле. В здании 68 лифтов. Часы, а у них 4 циферблата, с каждой стороны башни главного корпуса МГУ, — до сих пор одни из крупнейших в Европе. Их стрелки даже длиннее знаменитых кремлевских курантов, а высота цифр — около метра.
Впечатляют ли сейчас подобные цифры? Едва ли. Но раньше архитектурный гигантизм был в новинку, волновал воображение. А вот смотровая площадка на 32-м этаже здания Университета, безусловно, достойна посещения, хотя о ее существовании в Москве знают немногие.
Что еще любопытного в московских высотках? Здание МИД на Смоленской площади может похвастаться огромным железобетонным гербом СССР на фасаде. Кстати, это единственная высотка без пятиконечной звезды на шпиле, ее веса просто не выдержала бы довольно хрупкая башенка. Да и сами башенки «Семи сестер» появились в проектах не сразу, они надстроены опять-таки по распоряжению Сталина, он имел слабость к такому архитектурному излишеству.
В доме на Котельнической набережной можно посетить музей-квартиру великой русской балерины Галины Улановой (1910–1998). Здесь 700 квартир, старинный кинотеатр повторного фильма «Иллюзион». Строительство здания курировал всемогущий Лаврентий Берия. Под домом осталось бомбоубежище на случай ядерной войны.
Две высотки, бывшие раньше гостиницами «Украина» и «Ленинградская», не так давно сменили хозяев, реконструировались и похорошели. Теперь это дорогие и престижные отели мировых гостиничных цепочек.
Иногда к сталинским высоткам причисляют здания Академии наук Латвии в Риге и Дворец культуры и науки в Варшаве, гостиницу в Киеве. В 2006 году в таком же «большом имперском стиле» в Москве, в районе Сокол, построен еще один небоскреб (264,5 метра), на некоторое время он стал самым высоким жилым зданием в Европе.
Помпезные столичные «Семь сестер» эпохи тоталитаризма, украшенные шпилями, башенками и скульптурами, до сих пор вызывают противоречивые оценки. Но представить Москву без них невозможно, как и Париж без Эйфелевой башни.
Источник фотографий: Russia.Travel