«Татарский шитый серебром сапожок» был частью наряда Андрея Болконского, использовался Леоном Бакстом в костюмах для дягилевских «Русских сезонов», поражавших парижскую богему, и цитировался Ивом Сен-Лораном в его знаменитой «Русской коллекции». Традиционная обувь татар производится до сих пор и даже стала частью современной мировой моды.
Традиционные сапоги «кун итек» тачают из коровьей, козлиной или конской кожи. Технология производства «итек» не подвергалась значительным изменениям с самого 985 года, когда киевский князь Владимир, пришедший на Волгу войной, впервые увидел кожаные сапоги на ногах своих противников. Владимир был удивлен тем, что татары – кочевой, казалось бы, народ – могли похвастаться качественно скроенными сапогами, более свойственными жителям оседлых поселений. Удивительно и то, что традиционные силуэт и конструкция продолжают служить «гарантом качества», воспроизводящимся с X века практически без изменений.
Обуви татары издавна уделяли большое внимание. У мусульман можно было увидеть простые, но крепкие лапти (чабата) – для тех, кто победнее, а также, к примеру, нарядные сапоги – ичиги (читек). Были и короткие валенки (киез ката), и высокие (киез итек). В городе в ходу были и туфли из сыромятной кожи, без задников, на твердой кожаной подошве (башмак), которые также расшивались золотой и серебряной канителью или бисером.
Ичиги – это высокие кожаные сапоги с мягким носком и внутренним жестким задником. Кстати, их до сих пор можно купить в лавках Казани или заказать их пошив. Кожа, из которой они собирались, могла быть разной выделки: в ходу были сапоги и из тонкой мягкой кожи (сафьяна), и из толстой дубленой (юфти и хрома). Несмотря на консервативность силуэта, изредка мастера вносили в него коррективы: так, на рубеже XIX–XX веков появились ичиги на каблуках. Это эффектное стилевое решение было сообразно духу времени: в третьей четверти XIX века религиозные различия отступали перед классовыми, традиционный костюм смешивался со светским.
Изготовление ичигов – дело трудоемкое и искусное. Сначала обработанную кожу (телячью или козью) мастер делил по заказам. На одну пару уходило полшкуры. Затем мастерицы расшивали кожу узором в виде цветов и растений, для декорирования использовали шелк, хлопок, золотые и серебряные нити, соединяя разноцветные детали из кожи особым, казанским или татарским, швом – это когда каждый стежок украшается спиралями из 3–5 навивок. Внутреннюю часть обшивали мягким войлоком, овчиной, мехом. Традиционно, еще со времен волжских булгар, в мозаике татары предпочитали изображать цветы (особенно тюльпаны), птичьи перья, абстрактные фигуры. У мужчин в ходу были и черные ичиги.
Источник фотографий: Russia.Travel
«Татарский шитый серебром сапожок» был частью наряда Андрея Болконского, использовался Леоном Бакстом в костюмах для дягилевских «Русских сезонов», поражавших парижскую богему, и цитировался Ивом Сен-Лораном в его знаменитой «Русской коллекции». Традиционная обувь татар производится до сих пор и даже стала частью современной мировой моды.
Традиционные сапоги «кун итек» тачают из коровьей, козлиной или конской кожи. Технология производства «итек» не подвергалась значительным изменениям с самого 985 года, когда киевский князь Владимир, пришедший на Волгу войной, впервые увидел кожаные сапоги на ногах своих противников. Владимир был удивлен тем, что татары – кочевой, казалось бы, народ – могли похвастаться качественно скроенными сапогами, более свойственными жителям оседлых поселений. Удивительно и то, что традиционные силуэт и конструкция продолжают служить «гарантом качества», воспроизводящимся с X века практически без изменений.
Обуви татары издавна уделяли большое внимание. У мусульман можно было увидеть простые, но крепкие лапти (чабата) – для тех, кто победнее, а также, к примеру, нарядные сапоги – ичиги (читек). Были и короткие валенки (киез ката), и высокие (киез итек). В городе в ходу были и туфли из сыромятной кожи, без задников, на твердой кожаной подошве (башмак), которые также расшивались золотой и серебряной канителью или бисером.
Ичиги – это высокие кожаные сапоги с мягким носком и внутренним жестким задником. Кстати, их до сих пор можно купить в лавках Казани или заказать их пошив. Кожа, из которой они собирались, могла быть разной выделки: в ходу были сапоги и из тонкой мягкой кожи (сафьяна), и из толстой дубленой (юфти и хрома). Несмотря на консервативность силуэта, изредка мастера вносили в него коррективы: так, на рубеже XIX–XX веков появились ичиги на каблуках. Это эффектное стилевое решение было сообразно духу времени: в третьей четверти XIX века религиозные различия отступали перед классовыми, традиционный костюм смешивался со светским.
Изготовление ичигов – дело трудоемкое и искусное. Сначала обработанную кожу (телячью или козью) мастер делил по заказам. На одну пару уходило полшкуры. Затем мастерицы расшивали кожу узором в виде цветов и растений, для декорирования использовали шелк, хлопок, золотые и серебряные нити, соединяя разноцветные детали из кожи особым, казанским или татарским, швом – это когда каждый стежок украшается спиралями из 3–5 навивок. Внутреннюю часть обшивали мягким войлоком, овчиной, мехом. Традиционно, еще со времен волжских булгар, в мозаике татары предпочитали изображать цветы (особенно тюльпаны), птичьи перья, абстрактные фигуры. У мужчин в ходу были и черные ичиги.
Источник фотографий: Russia.Travel