В 1900 году Ф. Шехтель построил в Трехпрудном переулке производственно-издательский комплекс для «Товарищества скоропечатни А.А. Левенсона». Скоропечатня возникла в 1881 году в Рахмановском переулке как небольшая типография, а в конце 19 века это было уже довольно крупное полиграфическое производство.
Для расширения производства в 1899 году был куплен участок в Трехпрудном переулке и заказан проект знаменитому в то время архитектору Шехтелю. Сотрудничество с ним «скоропечатни» началось еще в те времена, когда он работал театральным художником и иллюстратором книг. В 1880-х годах Шехтеля считали лучшим московским виньетистом. Руководство Товарищества считало, что красивую печатную продукцию невозможно выпускать в некрасивом, плохо оснащенном фабричном помещении, и проект Шехтеля был необычен для производственного предприятия.
«Скоропечатня А.А. Левенсона» стала первой типографией, построенной в новом тогда стиле модерн. Комплекс состоит из двух разных по функции частей: вдоль переулка стоит административное здание издательства и редакции со сторожкой слева, а вглубь участка уходит производственный корпус. Он предельно прост и лишен декоративного убранства, зато построен с применением самых новых технологий: металлокаркас позволил перекрыть значительные пролеты в цеховых помещениях. Этот корпус имеет 4 этажа с огромными окнами. Каждый этаж – это отдельный цех: сверху типографический и литографский, внизу мастерские типографской отделки (золотильная, тиснения, гравировальная и т.д.). Имелся также цех хромолитографии, переплетный, нумерационный. Перед фабричным корпусом, в едином с ним стиле, устроены каменные кладовые для бумаги, красок и других материалов.
Административный корпус похож на небольшой романо-готический замок. В центре фасада высится увенчанная решеткой «русская» щипцовая двускатная крыша. В революцию она лишилась надписи «Т-во Скоропечатни Левенсонъ». Вторая надпись шла орнаментом между вторым и третьим этажом: «Товарищество скоропечани АА. Левенсонъ». Эркер фасада чуть сдвинут вправо, он создает красивую архитектурную перспективу от Тверской улицы, замыкая Мамоновский переулок. Его уравновешивают две башенки с шатровым верхом левого угла фасада. Основание угловой башни украшено лепным орнаментом чертополоха – растительным мотивом, распространенным в те годы в Лотарингии. Рисунок рам, расстекловка решены в изящных линиях модерна. Интересен рисунок устоев ворот с коваными светильниками.
В 1910 году в типографии Марина Цветаева на личные сбережения выпустила свои первые сборники стихов «Вечерний альбом» и «Волшебный фонарь».
Типография Левенсона работала в этом доме до 1917 года, когда была приобретена Земгором, после революции национализирована, на ее базе была образована 16-я государственная типография треста Мосполиграф, ликвидированная в 1942 году. С начала 1990-х годов это большой офисный центр.
В 2013-2016 гг. была проведена комплексная реставрация административного корпуса бывшей типографии.
В частности, было возвращено первоначальное цветовое решение, отреставрированы лепной декор и барельеф в уровне третьего этажа, воссозданы исторические надписи, имеющие историческую ценность интерьеры. В так называемом универсальном зале над подковообразным окошком конторской кассы в 1900 году был размещен барельеф с изображением немецкого первопечатника Иоганна Гутенберга.
Проведены реставрация деревянного потолка и окраска стен лестничного объема.
На втором этаже был обустроен кабинет Левенсона, оформленный Шехтелем в стиле модерн. Кабинет Левенсона соединялся дверью с небольшим «интимным» салоном, или комнатой отдыха. Ремонтно-реставрационные работы здесь также были проделаны в полном объеме. Уникальные потолки и двери, дизайн которых, по замыслу Шехтеля, не повторялся, а также оконные заполнения воссоздавались по архивным фотографиям и авторским чертежам.
Здание было удостоено звания лауреата конкурса "Московская реставрация-2016".
Источник фотографий: Russia.Travel
В 1900 году Ф. Шехтель построил в Трехпрудном переулке производственно-издательский комплекс для «Товарищества скоропечатни А.А. Левенсона». Скоропечатня возникла в 1881 году в Рахмановском переулке как небольшая типография, а в конце 19 века это было уже довольно крупное полиграфическое производство.
Для расширения производства в 1899 году был куплен участок в Трехпрудном переулке и заказан проект знаменитому в то время архитектору Шехтелю. Сотрудничество с ним «скоропечатни» началось еще в те времена, когда он работал театральным художником и иллюстратором книг. В 1880-х годах Шехтеля считали лучшим московским виньетистом. Руководство Товарищества считало, что красивую печатную продукцию невозможно выпускать в некрасивом, плохо оснащенном фабричном помещении, и проект Шехтеля был необычен для производственного предприятия.
«Скоропечатня А.А. Левенсона» стала первой типографией, построенной в новом тогда стиле модерн. Комплекс состоит из двух разных по функции частей: вдоль переулка стоит административное здание издательства и редакции со сторожкой слева, а вглубь участка уходит производственный корпус. Он предельно прост и лишен декоративного убранства, зато построен с применением самых новых технологий: металлокаркас позволил перекрыть значительные пролеты в цеховых помещениях. Этот корпус имеет 4 этажа с огромными окнами. Каждый этаж – это отдельный цех: сверху типографический и литографский, внизу мастерские типографской отделки (золотильная, тиснения, гравировальная и т.д.). Имелся также цех хромолитографии, переплетный, нумерационный. Перед фабричным корпусом, в едином с ним стиле, устроены каменные кладовые для бумаги, красок и других материалов.
Административный корпус похож на небольшой романо-готический замок. В центре фасада высится увенчанная решеткой «русская» щипцовая двускатная крыша. В революцию она лишилась надписи «Т-во Скоропечатни Левенсонъ». Вторая надпись шла орнаментом между вторым и третьим этажом: «Товарищество скоропечани АА. Левенсонъ». Эркер фасада чуть сдвинут вправо, он создает красивую архитектурную перспективу от Тверской улицы, замыкая Мамоновский переулок. Его уравновешивают две башенки с шатровым верхом левого угла фасада. Основание угловой башни украшено лепным орнаментом чертополоха – растительным мотивом, распространенным в те годы в Лотарингии. Рисунок рам, расстекловка решены в изящных линиях модерна. Интересен рисунок устоев ворот с коваными светильниками.
В 1910 году в типографии Марина Цветаева на личные сбережения выпустила свои первые сборники стихов «Вечерний альбом» и «Волшебный фонарь».
Типография Левенсона работала в этом доме до 1917 года, когда была приобретена Земгором, после революции национализирована, на ее базе была образована 16-я государственная типография треста Мосполиграф, ликвидированная в 1942 году. С начала 1990-х годов это большой офисный центр.
В 2013-2016 гг. была проведена комплексная реставрация административного корпуса бывшей типографии.
В частности, было возвращено первоначальное цветовое решение, отреставрированы лепной декор и барельеф в уровне третьего этажа, воссозданы исторические надписи, имеющие историческую ценность интерьеры. В так называемом универсальном зале над подковообразным окошком конторской кассы в 1900 году был размещен барельеф с изображением немецкого первопечатника Иоганна Гутенберга.
Проведены реставрация деревянного потолка и окраска стен лестничного объема.
На втором этаже был обустроен кабинет Левенсона, оформленный Шехтелем в стиле модерн. Кабинет Левенсона соединялся дверью с небольшим «интимным» салоном, или комнатой отдыха. Ремонтно-реставрационные работы здесь также были проделаны в полном объеме. Уникальные потолки и двери, дизайн которых, по замыслу Шехтеля, не повторялся, а также оконные заполнения воссоздавались по архивным фотографиям и авторским чертежам.
Здание было удостоено звания лауреата конкурса "Московская реставрация-2016".
Источник фотографий: Russia.Travel