Среди коми-пермяков главным видом одежды была рубаха. Она была распространена как среди мужчин, так и среди женщин. Мужской костюм, как правило, состоял из рубахи и штанов - «вешъян». «Вешъян» – штаны из грубого холста или синей в белую полоску пестряди. Кроили их из прямых полотнищ, в шагу вшивали клинья. На голень и стопу поверх штанов накручивали онучи — длинные полосы материи. Рубаху носили навыпуск, поверх штанов, и подпоясывали узким поясом.
Верхняя одежда у коми-пермяков была одинаковой как у мужчин, так и у женщин. Было распространено несколько видов верхней одежды: шабур, пониток, зипун. В них ходили как улице, так и на дома. Сначала надевали шабур поверх сарафана или рубахи, если отправлялись в дорогу, то поверх шабура надевали пониток. Если было холодно, то поверх понитка надевали зипун. Шабур шили из холста, по крою он обязательно должен был быть приталенным и длиной до колен. Единственный отличием между женским и мужским шабуром было то, что у мужчин левая пола заходила на правую, а у женщин наоборот – правая на левую. Шабур застегивался на петли. Пониток и зипун шили из сукна. Зипун имел более прямой и свободный покрой, по сравнению с понитоком. Его надевали в дорогу поверх шабура и понитка. Пониток утепляли, пришивая к нему холщовый подклад и воротник, а иногда покрывали холстом или покупной материей.
Особую роль в костюме коми-пермяков занимал пояс. Носить пояс было обязательно как для женщин, так и у мужчин. Пояса были разными: узкие называли покромками, широкие – кушаками. Кушаки носили только мужчины, их надевали поверх шабуров, понитков; покромки носили и мужчины, и женщины, ими подпоясывали рубахи и сарафаны. Пояса, называмые тельниками, носили только мужчины, они были предназначены для рубах. Особое место по значению отводилось кушакам, которые выполняли функцию оберега. Пояса, а особенно кушаки украшали очень сложным и красивым рисунком, в основе которого лежит геометрический орнамент с различными фигурами, каждый из которых имеет свое название: сорочья ножка, бараний рог, медвежья лапа... У мужчин на кушаках висели небольшие кожаные сумки, в которых хранилось огниво, или кожаные ножны для ножей. Особенностью каждого пояса являлась информация о человеке, о его принадлежности к своему – роду, которая была заложена в нем.
Наиболее распространенными видами мужских головных уборов были валяные колпаки и шляпы, меховые шапки. Фасоны этих головных уборов отличались однообразием. Носили шапки — ной с четырехугольным верхом, сшитые из белого сукна домашней выработки.
Коми-пермяцкий костюм на протяжении многих веков был неизменным, в нем отразились традиции и культура народа. Сегодня он является неотъемлемым элементом у фольклорных коллективов, театрализованных постановок коми-пермяцкого округа.
Источник фотографий: Russia.Travel
Среди коми-пермяков главным видом одежды была рубаха. Она была распространена как среди мужчин, так и среди женщин. Мужской костюм, как правило, состоял из рубахи и штанов - «вешъян». «Вешъян» – штаны из грубого холста или синей в белую полоску пестряди. Кроили их из прямых полотнищ, в шагу вшивали клинья. На голень и стопу поверх штанов накручивали онучи — длинные полосы материи. Рубаху носили навыпуск, поверх штанов, и подпоясывали узким поясом.
Верхняя одежда у коми-пермяков была одинаковой как у мужчин, так и у женщин. Было распространено несколько видов верхней одежды: шабур, пониток, зипун. В них ходили как улице, так и на дома. Сначала надевали шабур поверх сарафана или рубахи, если отправлялись в дорогу, то поверх шабура надевали пониток. Если было холодно, то поверх понитка надевали зипун. Шабур шили из холста, по крою он обязательно должен был быть приталенным и длиной до колен. Единственный отличием между женским и мужским шабуром было то, что у мужчин левая пола заходила на правую, а у женщин наоборот – правая на левую. Шабур застегивался на петли. Пониток и зипун шили из сукна. Зипун имел более прямой и свободный покрой, по сравнению с понитоком. Его надевали в дорогу поверх шабура и понитка. Пониток утепляли, пришивая к нему холщовый подклад и воротник, а иногда покрывали холстом или покупной материей.
Особую роль в костюме коми-пермяков занимал пояс. Носить пояс было обязательно как для женщин, так и у мужчин. Пояса были разными: узкие называли покромками, широкие – кушаками. Кушаки носили только мужчины, их надевали поверх шабуров, понитков; покромки носили и мужчины, и женщины, ими подпоясывали рубахи и сарафаны. Пояса, называмые тельниками, носили только мужчины, они были предназначены для рубах. Особое место по значению отводилось кушакам, которые выполняли функцию оберега. Пояса, а особенно кушаки украшали очень сложным и красивым рисунком, в основе которого лежит геометрический орнамент с различными фигурами, каждый из которых имеет свое название: сорочья ножка, бараний рог, медвежья лапа... У мужчин на кушаках висели небольшие кожаные сумки, в которых хранилось огниво, или кожаные ножны для ножей. Особенностью каждого пояса являлась информация о человеке, о его принадлежности к своему – роду, которая была заложена в нем.
Наиболее распространенными видами мужских головных уборов были валяные колпаки и шляпы, меховые шапки. Фасоны этих головных уборов отличались однообразием. Носили шапки — ной с четырехугольным верхом, сшитые из белого сукна домашней выработки.
Коми-пермяцкий костюм на протяжении многих веков был неизменным, в нем отразились традиции и культура народа. Сегодня он является неотъемлемым элементом у фольклорных коллективов, театрализованных постановок коми-пермяцкого округа.
Источник фотографий: Russia.Travel