История тульской городской игрушки уходит далеко в прошлое. В давние времена на окраине Тулы существовала слобода Большие Гончары. Мужчины в ней делали посуду – глиняные горшки, миски, плошки, крынки, а женщины мастерили нарядных барынь-куколок. Эти игрушки покупали не только детям, но и для любования, украшения для дома, ставили на комод, выставляли на показ в окне между рамами.
Первое упоминание о Тульской городской игрушке датируется 1912 годом, но распространены игрушки были задолго до начала XX века. Промысел, возникший в слободе Большие Гончары, просуществовал до революции. Затем игрушка была забыта.
В конце XX века Ирина Кузнецова, Ольга Андреева и Ирина Бежина занялись восстановлением и развитием этого ремесла. Сейчас у них много преемников, а сами мастерицы имеют ряд почетных званий. Ольга Алексеевна Андреева - член международного Союза художников ЮНЕСКО. Бежина Ирина Дмитриевна – народный мастер с 1983 года и член Союза художников России. Их авторские работы встречаются во многих музеях не только Тулы и Тульской области, но и всей России, а также за рубежом.
Тульская городская игрушка не отличается многообразием сюжетов: это барыни с зонтиками, гуляющие и танцующие пары, амазонки и наездники, доярка с коровой, пеленальщица, монахи и монахини.
Фигурки отличаются своеобразной пластикой. Их туловища вытянуты вверх. У них маленькие головки, широкие и высокие юбки-колоколы. Эти пропорции придают куклам изящество и легкость.
Игрушки, лепились из разных частей. Отдельно изготавливали юбку с туловищем, головку с шеей и руки. Костюмы фигурок украшались оборками и рюшками. Отдельно лепился зонтик и прицеплялся к фигурке при помощи проволоки, которая прокалывала верхнюю часть туловища.
Роспись исполнялась темперной краской пастельных тонов, имела матовую, непрозрачную поверхность. Произведения, дошедшие до наших дней, дают наглядное представление о нарядах 1880-х годов. Условность в пластике и росписи позволяет представить облик персонажей, но не переходит в излишнюю натуралистичность. Удивительная элегантность нарядов завораживает своими фасонами и декором.
Источник фотографий: Russia.Travel
История тульской городской игрушки уходит далеко в прошлое. В давние времена на окраине Тулы существовала слобода Большие Гончары. Мужчины в ней делали посуду – глиняные горшки, миски, плошки, крынки, а женщины мастерили нарядных барынь-куколок. Эти игрушки покупали не только детям, но и для любования, украшения для дома, ставили на комод, выставляли на показ в окне между рамами.
Первое упоминание о Тульской городской игрушке датируется 1912 годом, но распространены игрушки были задолго до начала XX века. Промысел, возникший в слободе Большие Гончары, просуществовал до революции. Затем игрушка была забыта.
В конце XX века Ирина Кузнецова, Ольга Андреева и Ирина Бежина занялись восстановлением и развитием этого ремесла. Сейчас у них много преемников, а сами мастерицы имеют ряд почетных званий. Ольга Алексеевна Андреева - член международного Союза художников ЮНЕСКО. Бежина Ирина Дмитриевна – народный мастер с 1983 года и член Союза художников России. Их авторские работы встречаются во многих музеях не только Тулы и Тульской области, но и всей России, а также за рубежом.
Тульская городская игрушка не отличается многообразием сюжетов: это барыни с зонтиками, гуляющие и танцующие пары, амазонки и наездники, доярка с коровой, пеленальщица, монахи и монахини.
Фигурки отличаются своеобразной пластикой. Их туловища вытянуты вверх. У них маленькие головки, широкие и высокие юбки-колоколы. Эти пропорции придают куклам изящество и легкость.
Игрушки, лепились из разных частей. Отдельно изготавливали юбку с туловищем, головку с шеей и руки. Костюмы фигурок украшались оборками и рюшками. Отдельно лепился зонтик и прицеплялся к фигурке при помощи проволоки, которая прокалывала верхнюю часть туловища.
Роспись исполнялась темперной краской пастельных тонов, имела матовую, непрозрачную поверхность. Произведения, дошедшие до наших дней, дают наглядное представление о нарядах 1880-х годов. Условность в пластике и росписи позволяет представить облик персонажей, но не переходит в излишнюю натуралистичность. Удивительная элегантность нарядов завораживает своими фасонами и декором.
Источник фотографий: Russia.Travel